Проверяемый текст
Молчанова, Наталья Валерьевна; Формирование коммуникативной культуры подростков в процессе деятельности клубов туристической направленности (Диссертация 2008)
[стр. 42]

Последующим поколениям традиции передаются в готовом виде — в виде стереотипа поведения в той или иной ситуации.
Но в переломные эпохи, когда меняются условия существования, традиции перестают выполнять роль стереотипа адекватного поведения, оставляя за собой лишь
историкокультурное значение.
Традиционное поведение не соответствует изменяющейся ситуации.
Причем, из-за ускорения жизни выработанные новые формы поведения не успевают зафиксироваться в качестве стереотипа.
Отсюда и усиливающаяся нестабильность общества, неадекватные поведенческие реакции.
Более динамичной формой выработки поведения в условиях неполной и недостоверной информации является выбор эталона или нормативной группы.
Эта форма поведения базируется на физиологическом механизме подражания.
Реализованная потребность в социальной идентификации с нормативной группой, каким-либо эталоном обеспечивает выработку стереотипа поведения в ответ на поступающую информацию.
Подражание эталону позволяет быстро реагировать на обстановку в сложном социальном окружении, делать прогнозы в поведении тех или иных людей, с которыми человек встречается впервые.
Форма поведения подражания эталону имеет и негативные аспекты.
Во-первых, эталон создает установку на восприятие информации.
Во-вторых, для выбора достойного объекта подражания нужна социальная и психологическая зрелость личности, иначе в качестве эталона могут быть выбраны деструктивные элементы общества.
И, наконец, ориентироваться в условиях неполной и недостоверной информации помогает человеку его интуиция, интеллект и социальный опыт.
Именно они корректируют восприятие информации индивидом, помогают экстраполировать знания из одной области в другую для того, чтобы восстановить пропущенные звенья, дополнить и таким образом мысленно восстановить объективную картину и уменьшить неопределенность конкретной ситуации.

42
[стр. 38]

объективной информации в целом дезориентирует личность, приводит либо к импульсивным действиям, либо к волевым необоснованным решениям, противоречащим здравому смыслу.
Человек, практически постоянно существуя в условиях неопределенности, выработал некоторые формы поведения в условиях неполной и недостоверной информации.
Причем, биологические формы закреплены в безусловных рефлексах например, бежать во время опасности.
Социальные формы поведения многообразны.
Наиболее древней формой из них являются ритуалы.
Еще в первобытном обществе люди отмечали собственные действия или явления, предшествующие наиболее благоприятным событиям в их жизни: удачной охоте, большому урожаю, дождю после засухи и т.д.
Пытаясь воспроизвести аналогичный результат люди и воспроизводили свои предшествующие действия, сначала буквально, а затем в символической форме, воплощая их в песнопения, ритуальные танцы, шествия, жертвоприношения.
В сознании людей эти предварительные действия и их результат связывались причинноследственными связями, причем, независимо от того, насколько в реальности это влияло на последующее развитие событий.
Ритуальное действие есть не что иное, как запечатленный в культурном контексте цивилизации способ уменьшить неопределенность, вызванную недостатком-информации.
Этот способ и сегодня используется в виде суеверий, гаданий и т.п.
Следующей формой поведения в условиях дефицита информации является следование традициям.
Традиционное поведение человека вырабатывается веками и представляет собой наиболее рациональные способы бытия в данном пространстве, в основе которых лежит некоторое гомеостатическое равновесие человеческого сообщества с внешней средой.
Последующим поколениям традиции передаются в готовом виде — в виде стереотипа поведения в той или иной ситуации.
Но в переломные эпохи, когда меняются условия существования, традиции перестают выполнять роль стереотипа адекватного поведения, оставляя за собой лишь
историко38

[стр.,39]

культурное значение.
Традиционное поведение не соответствует изменяющейся ситуации.
Причем, из-за ускорения жизни выработанные новые формы поведения не успевают зафиксироваться в качестве стереотипа.
Отсюда и усиливающаяся нестабильность общества, неадекватные поведенческие реакции.
Более динамичной формой выработки поведения в условиях неполной и недостоверной информации является выбор эталона или нормативной группы.
Эта форма поведения базируется на физиологическом' механизме подражания.
Реализованная потребность в социальной' идентификации с нормативной группой, каким-либо эталоном обеспечивает выработку стереотипа поведения в ответ на поступающую информацию.
Подражание эталону позволяет быстро реагировать на обстановку в сложном социальном окружении, делать прогнозы в поведении тех или иных людей, с которыми человек встречается впервые.
Форма поведения подражания эталону имеет и негативные аспекты.
Во-первых, эталон создает установку на восприятие информации.
Во-вторых, для выбора достойного объекта подражания-нужна социальнаяи психологическая зрелость личности, иначе в качестве эталона могут быть выбраны деструктивные элементы общества.
И,наконец? ориентироваться в условиях неполной.и.
недостоверной информации помогает человеку его интуиция, интеллект и социальный опыт.
Именно они корректируют восприятие информации индивидом, помогают экстраполировать знания из одной области в другую для того, чтобы восстановить пропущенные звенья, дополнить и таким образом мысленно восстановить объективную картину и уменьшить неопределенность конкретной ситуации.

Таким образом, при формировании коммуникативной культуры необходимо учитывать комплекс вопросов этого направления: понимание роли информации в выработке форм поведения личности, понимание того, что информация несет в себе мощный реакционный импульс.
Выработка 39

[Back]