Таким образом, при формировании коммуникативной культуры необходимо учитывать комплекс вопросов этого направления: понимание роли информации в выработке форм поведения личности, понимание того, что информация несет в себе мощный реакционный импульс. Выработка форм поведения личности в условиях неполной и недостоверной информации должна включать воспитание критического к ней отношения, оценки и умение сопоставлять с другими источниками, понимание того, что при передаче информации снижается степень ее адекватности. Защитная функция связана с потребностью в разгрузке психики и ее защите. В силу сложных условий жизни, ее урбанизации, конфликтных ситуаций, наличия неудовлетворенности возникает психическая напряженность, стрессы. Естественные средства разрядки смех, плач, гнев, физическое насилие, крик, исповедь. Все они относятся к разряду индивидуальных. Они не достаточны для того, чтобы снять коллективное напряжение. Для подобных целей служат стилизованные формы увеселения, праздники, ритуалы, игры. И наиболее важная для нашего исслежования функция интегрирующая. Коммуникативная культура призвана объединять людей вокруг общечеловеческих ценностей, интегрировать различные компоненты их духовного мира в единое целое, сплачивать, усиливать общность человеческого рода. Коммуникативная культура способствует преодолению изоляции народов и социальных групп. Согласно Э. Дюркгейму, освоение культуры создает у людей членов того или иного сообщества чувство общности, принадлежности к одной нации, народу, религии, группе. Но, сплачивая одних на основе какой-либо культуры (субкультуры), она противопоставляет их другим, в более широких сообществах и общностях могут возникать культурные конфликты. Рассматривая проблему формирования культуры общения, необходимо, прежде всего, обратиться к вопросу об уровнях коммуникативной культуры, рассматриваемому через анализ 43 |
недостижимости по определению), а заодно и знание мудреца о способах сочетания социальных практик с идеалом [90, 11]. Оценочно-нормативная функция призвана воспроизводить духовные ценности, обосновывать значения. Расширяя сферу культурного освоения мира, человек одновременно расширяет область обозначаемых предметов. В итоге объем предметов и объем культуры, приобретших ценность и значение, всегда совпадают. Но дело этим не ограничивается. Охватив сеткой значений определенную область природы, человек постоянно переименовывает, переобозначает, переоценивает что-то внутри этой области. Одни и те же предметы у разных народов и в разные исторические эпохи получают разные значения и ценности, (некоторые предметы имеют десятки и сотни значений), в совокупности они составляют культурную биографию вещей. Культура ответственна за создание норм, стандартов, правил и моделей поведения людей. Они имеют самое разное наименование: обычаи и традиции, табу, директивы, рекомендации, разрешения, законы, этикет, манеры, нравы. Из них образуются более крупные и сложные комплексы право, мораль, идеология. Следующая функция интегрирующая. Коммуникативная культура призвана объединять людей вокруг общечеловеческих ценностей, интегрировать различные компоненты' их духовного мира в единое целое, сплачивать, усиливать общность человеческого рода. Коммуникативная культура способствует преодолению изоляции народов и социальных групп. Согласно Э. Дюркгейму, освоение культуры создает у людей членов того или иного сообщества чувство общности, принадлежности к одной нации, народу, религии, группе. Но, сплачивая одних на основе какой-либо культуры (субкультуры), она противопоставляет их другим, в более широких сообществах и общностях могут возникать культурные конфликты. События и факты последних десятилетий стихийные бедствия, локальные военные конфликты, различные аварии и. катастрофы, наличие глобальных проблем терроризм, экология, угроза самому существованию 35 культурное значение. Традиционное поведение не соответствует изменяющейся ситуации. Причем, из-за ускорения жизни выработанные новые формы поведения не успевают зафиксироваться в качестве стереотипа. Отсюда и усиливающаяся нестабильность общества, неадекватные поведенческие реакции. Более динамичной формой выработки поведения в условиях неполной и недостоверной информации является выбор эталона или нормативной группы. Эта форма поведения базируется на физиологическом' механизме подражания. Реализованная потребность в социальной' идентификации с нормативной группой, каким-либо эталоном обеспечивает выработку стереотипа поведения в ответ на поступающую информацию. Подражание эталону позволяет быстро реагировать на обстановку в сложном социальном окружении, делать прогнозы в поведении тех или иных людей, с которыми человек встречается впервые. Форма поведения подражания эталону имеет и негативные аспекты. Во-первых, эталон создает установку на восприятие информации. Во-вторых, для выбора достойного объекта подражания-нужна социальнаяи психологическая зрелость личности, иначе в качестве эталона могут быть выбраны деструктивные элементы общества. И,наконец? ориентироваться в условиях неполной.и. недостоверной информации помогает человеку его интуиция, интеллект и социальный опыт. Именно они корректируют восприятие информации индивидом, помогают экстраполировать знания из одной области в другую для того, чтобы восстановить пропущенные звенья, дополнить и таким образом мысленно восстановить объективную картину и уменьшить неопределенность конкретной ситуации. Таким образом, при формировании коммуникативной культуры необходимо учитывать комплекс вопросов этого направления: понимание роли информации в выработке форм поведения личности, понимание того, что информация несет в себе мощный реакционный импульс. Выработка 39 форм поведения личности в условиях неполной и недостоверной информации должна включать воспитание критического к ней отношения, оценки и умение сопоставлять с другими источниками, понимание того, что при передаче информации снижается степень ее адекватности. Защитная функция связана с потребностью в разгрузке психики и ее защите. В силу сложных условий жизни, ее урбанизации, конфликтных ситуаций, наличия неудовлетворенности возникает психическая напряженность, стрессы. Естественные средства разрядки смех, плач, гнев, физическое насилие, крик, исповедь. Все они относятся к разряду индивидуальных. Они не достаточны для того, чтобы снять коллективное напряжение. Для подобных целей служат стилизованные формы увеселения, праздники, ритуалы, игры. Последнее представляет интерес. Сущность игры в том, чтобы удовлетворить влечения символическими средствами. Символика игры создает особую психологическую установку испытания человеческих возможностей. Игра не только расслабляет, она тренирует мастерство, умение выходить из рискованных ситуаций, усиливает мотивацию к достижению цели. Игра хороша тем, что позволяет обнаружить спрятанные внутри бессознательные импульсы, тайные влечения и пристрастия, запрещаемые культурой. Во время игры можно обходить нормы. Через игру реализуются скрываемые сексуальные мотивы и пристрастия, мотивы смерти. В древности многие игры имели характер нешуточных развлечений: в Риме гладиаторские бои, в средневековой Европе публичные казни, в России кулачные бои, медвежья травля. Сегодня они введены в компьютерные игры. Последнее достижение индустрии развлечений приключения и путешествия в виртуальных компьютерных мирах. Интересным, на наш взгляд, является мнение М.Бахтина [17]. В его работах игра рассматривается как форма бытия, как образ жизни широких народных масс, противовес официальному, социально и юридически закрепленному общественному порядку. 40 |