Мы уже отмечали личностные элементы коммуникативной культуры: коммуникативность, коммуникабельность, компетентность, коммуникативные умения, навыки, способности, но следует еще остановиться на этикетных нормах, культуре речи, которые также выступают условием сближения «верха» и «низа» двух уровней коммуникативной культуры. Наиболее полно выражающим особенности и сущность коммуникативной культуры человека является этикет. Этикет это своеобразный язык общения. А его знание, умение им пользоваться определяет уровень коммуникативной культуры личности. Он элементарное условие человеческого общения. В этикете обозначены нравственные, а значит, коммуникативные стороны человека. Н.И.Формановская считает, что этикет — это совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда) [185, 6]. В исследованиях Э.В.Соколова напрямую указывается тесная связь этикета и культуры. «Этикет это внешняя культура личности, правила и нормы, способствующие общению людей» [160, 28]. Этикет является осмысленной формой поведения, обхождения, учтивости. Часто этикет понимается как совокупность определенных правил, регламентирующих форму, манеры поведения личности в межличностном общении. Цель этикета — сделать правила поведения людей в обществе максимально человечными, приятными и красивыми. В соответствии с социальными нормами все правила этикета делятся на запрещающие и предписывающие. Т.В.Цивьян отмечает, что запрещающих правил в этикете гораздо больше, но «достижением общения является постепенное уменьшение социально записанных запрещений они начинают сами собой подразумеваться» [191,81]. Под стазусом современного этикета понимается: 45 |
сущностей, которые проявляются в человеческом творчестве культуры. Создание культуры есть «...конкретное формирование имманентного нам, людям, трансцендентального в историческом материале исторической жизни через огонь человеческой души» [121]. Любая форма сознания немыслима без трансляции ее продукта в качестве определенной информации. Поскольку она, становясь достоянием все новых и новых реципиентов, претерпевает неизбежные изменения она проявляет свои рецептивные свойства. Свойства информации оказываются взаимно связанными коммуникативной культурой. Сознание возникает одновременно со стремлением передать его содержание другим. Процесс передачи, с одной стороны, связан с попытками отправителя информации придать ей культурную форму, превратить данные своего сознания в эффективность того, что сообщается. С другой стороны, процесс передачи сообщения подразумевает культурные усилия получателя информации, которые он должен применить, чтобы понять сообщаемое. Подчеркнутая нами социокультурная противоположность между специализированным и обыденным сознанием приводит к пониманию проблемы их взаимодействия. С позиции «высокого» и «низкого» сознания мы убеждаемся, что инструментом их преодоления выступит овладение коммуникативной культурой каждого субъекта взаимодействия. Несомненно, и специализированное, и обыденное сознание объективно нуждаются друг в друге, жаждут соединиться. Мы уже отмечали личностные элементы коммуникативной культуры: коммуникативность, коммуникабельность, компетентность, коммуникативные умения, навыки, способности, но следует еще остановиться на этикетных нормах, культуре речи, которые также выступают условием сближения «верха» и «низа» двух уровней коммуникативной культуры. Наиболее полно выражающим особенности и сущность коммуникативной культуры человека является этикет. Этикет это своеобразный язык общения. А его знание, умение им пользоваться 42 определяет уровень коммуникативной культуры личности. Он элементарное условие человеческого общения. В этикете обозначены нравственные, а значит, коммуникативные стороны человека. Н.И.Формановская считает, что этикет — это совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда) [185, 6]. В исследованиях Э.В.Соколова напрямую указывается тесная связь этикета и культуры. «Этикет это внешняя культура личности, правила и нормы, способствующие общению людей» [160, 28]. Этикет является осмысленной формой поведения, обхождения, учтивости. Часто этикет понимается как совокупность определенных правил, регламентирующих форму, манеры поведения личности в межличностном общении. Цель этикета — сделать правила поведения людей в обществе максимально человечными, приятными и красивыми. В соответствии с социальными нормами все правила этикета делятся на запрещающие и предписывающие. Т.В.Цивьян отмечает, что запрещающих правил в этикете гораздо больше, но «достижением общения является постепенное уменьшение социально записанных запрещений они начинают сами собой подразумеваться» [191, 81]. Под статусом современного этикета понимается: во-первых, система знаков, включающая свой словарь и грамматику (правила сочетания знаков и построения текстов); во-вторых, форма регулирования человеческого общения, ведь этикет всегда диалог. Выполнение каждого этикетного правила всегда направлено на определенного адресата и требует обязательного ответа; в-третьих, особая форма поведения, которая носит игровой характер. Прежде всего, это выражается в том, что этикетные нормы выступают как творческий акт, как искусство общения. Это искусство состоит в умелом 43 |