коммуникативные ожидания и ассоциации; открытость к любой позиции говорящего, готовность принять все доводы, предвосхищение смысла каждой фразы и дальнейшего хода разговора. Важным компонентом успешного речевого общения является знание говорящим норм этикетного речевого общения. Этикетное речевое поведение жестко предопределено не только «традиционными» вопросами, но и обстоятельствами разговора, тональностью общения, его стилистикой. Нижеследующий ряд постулатов определяет речевую культурность человека. 1. Постулат об информативности. Любое высказывание содержит информацию, не должно быть лишней информации. 2. Постулат о неполноте описания, согласно которому сообщение с полным описанием внешнего мира противоречит нормальному общению, ибо из него невозможно вычленить значимую информацию. 3. Постулат о тождестве, согласно которому партнеры должны исходить из одной и той же, тождественной хотя бы в течение разговора действительности. 4. Постулат о детерминизме, для наступления каких-либо событий причины или вовсе не нужны, или они могут быть произвольными, и тем самым все события равновероятны. 5. Постулат об общей памяти, согласно которому говорящие должны иметь хотя бы минимальный общий запас сведений о прошлом. 6. Постулат о способности прогнозировать будущее, согласно которому каждый человек должен уметь строить несложные предсказания. 7. Постулат об истинности. Ложь не мешает нормальному общению, но бессмысленная ложь... Все-таки необходимо хоть какое-то соответствие между словами и действиями или между словами и внешним миром. Противоречивое суждение это нарушение постулата об истинности, причем реальное положение вещей может так и оставаться неизвестным. 51 |
Г.В.Оллпорт описал восемь личностных качеств, необходимых для того, чтобы хорошо разбираться в людях. Опыт, сходство, интеллект, понимание себя, сложность, отстраненность, эстетические склонности, социальный интеллект [121]. Итак, понимание формирующих образ факторов приведет к развитию коммуникативной культуры индивида. Коммуникативная культура индивида как культурное явление включает обобщенную характеристику: этикет, культуру речи, культуру поведения. Успешность речевого общения это осуществление коммуникативной цели инициатора (инициаторов) общения и достижение собеседниками согласия. М.М.Бахтин анализировал роль диалогических отношений в познании мира и человека, в истории культуры, развитой европейской литературы [17]. Правильное восприятие и понимание настроенность на мир собеседника, близость мировосприятия говорящего и слушающего М.М.Бахтин назвал апперцептивным фоном восприятия речи. Прошлый жизненный опыт собеседников, сходные интересы и культурные каноны рождают быстрое взаимопонимание, которое выражается стремительной сменой реплик, такими паралингвистическими средствами, как мимика, жесты, тон, тембр голоса. Успешность речевого общения определяется умением говорящего представить мир слушающего и в соответствии с этим организовать свою речь (начиная с обращения, интонационного рисунка высказывания, порядка слов, выбора семантико-синтаксической структуры предложения, экспрессивных средств разных уровней, этикетных формул). Это способствует возникновению у собеседника благожелательного внимания, а также активизирует все составляющие культурного понимания речи, коммуникативные ожидания и ассоциации; открытость к любой позиции говорящего, готовность принять все доводы, предвосхищение смысла каждой фразы и дальнейшего хода разговора. 48 Важным компонентом успешного речевого общения является знание говорящим норм этикетного речевого общения. Этикетное речевое поведение жестко предопределено не только «традиционными» вопросами, но и обстоятельствами разговора, тональностью общения, его стилистикой. Нижеследующий ряд постулатов определяет речевую культурность человека. 1. Постулат об информативности. Любое высказывание содержит информацию, не должно быть лишней информации. 2. Постулат о неполноте описания, согласно которому сообщение с полным описанием внешнего мира противоречит нормальному общению, ибо из него невозможно вычленить значимую информацию. 3. Постулат о тождестве, согласно которому партнеры должны исходить из одной и той же, тождественной хотя бы в течение разговора действительности. 4. Постулат о детерминизме, для наступления каких-либо событий причины или вовсе не нужны, или они могут быть произвольными, и тем самым все события равновероятны. 5. Постулат об общей памяти, согласно которому говорящие должны иметь хотя бы минимальный общий запас сведений о прошлом. 6'. Постулат о способности' прогнозировать •будущее, согласно которому каждый человек должен уметь строить несложные предсказания. 7. Постулат об истинности. Ложь не мешает нормальному общению, но бессмысленная ложь... Все-таки необходимо хоть какое-то соответствие между словами и действиями или между словами и внешним миром. Противоречивое суждение это нарушение постулата об истинности, причем реальное положение вещей может так и оставаться неизвестным. 8. Постулат о семантической связности. Отсутствие общей темы в диалоге обезоруживает партнера, он не сумеет подобрать никакого ответа, который бы сделал разговор осмысленным. 49 |