Нам представляется очень важным рассмотреть более подробно подходы к изучению понятия «готовность». В основе аксиологического подхода изучения понятия «готовность» лежит понимание ценностей как фундамента. Готовность это продукт труда в самом высоком и широком смысле этого слова продукт, творческой, преобразующей и самопреобразующей деятельности; мир воплощенных ценностей. Аксиологическая трактовка готовности объясняет ее как статическое явление, как набор ценностей, образовавшихся в процессе исторического развития общества и являющихся его результатом. Готовность менеджера к работе выражается в способах деятельности. Также полезно обратить внимание на сущность понятия «ценность». В толковом словаре это понятие означает стоимость; важность, нужность, достоинство. Одними ценность понимается как «отношение», другими «личностный смысл». Мы под ценностями управленческой деятельности понимаем те ее особенности, которые позволяют менеджеру удовлетворить свои потребности, служат ориентирами его социальной и профессиональной активности, направленной на достижение общественно значимых целей. Мы считаем, что управленческие ценности представляют собой основу полного творческого овладения своей деятельностью и предполагают осознанное следование принципам и нормам поведения. Можно условно разделить управленческие ценности на общественноуправленческие, профессионально-групповые и индивидуально-личностные. Общественно-управленческие ценности раскрывают характер и содержание ценностей, функционирующих в масштабе всего общества и сконцентрированных в общественном сознании в форме морали, религии, философии. Они представляют собой идеи, представления, нормы и правила, регламентирующие управленческую деятельность и общение в рамках общества. 31 |
(А.И.Арнольдов, Ю.И. Ефимов, Л.Н.Коган, В.П.Тугаринов, Н.З. Чавчавадзе, Ph.Phénix, W.B. Frick и др.). По мнению этих авторов, “культура есть продукт труда в самом высоком и широком смысле этого слова продукт, творческой, преобразующей и самопреобразующей деятельности...; мир воплощенных ценностей”( 240, с. 10). Аксиологическая трактовка культуры объясняет ее как статическое явление, как набор ценностей, образовавшихся в процессе исторического развития общества и являющихся его результатом. Этот подход к культуре, дополняется еще одним, так как культура и ее смыслы живут не сами по себе, а лишь через творческую активность вдохновленного им человека. Поэтому, “подлинным содержанием культуры является сама творческая деятельность в процессе которой эти духовные ценности создаются” (21, с. 47). Н.А.Бердяев, В.С.Библер, используют понятие культура для раскрытия сущности человеческого бытия как реализацию творчества и свободы. Рассмотрение культуры как творческой деятельности человека составляет основу личностно-творческого подхода (Н.С.Злобин. В.М.Межуев и др.). Творческая активность человека выражается в способах деятельности. Вот почему, культура есть мера развития человека, так как она характеризуется не только объемом усвоенных им ценностей общественной жизнедеятельности людей на протяжении всей их истории, сколько способом, каким человек приобщается к этим ценностям. Рассмотрение культуры как совокупности способов деятельности составляют основу системнотехнологического подхода (М.С.Каган, Э.С.Маркарян и др.) Рассмотренные подходы к культуре, сложившиеся в культурологии нашли отражение в исследованиях, посвященных профессиональнопедагогической культуре. Так. аксиологический аспект изучения профессиональнопедагогической культуры, реализованный, прежде всего, в работах Е.В.Бондаревской, И.Ф.Исаева, Е.Н.Шиянова, представляет собой описание, характеристики совокупности педагогических ценностей, созданных про грессивной педагогической мыслью, включенных в целостный педагогический процесс, реализуемых непосредственно в педагогической деятельности. В этой связи полезно обратить внимание на сущность понятия “ценность”. Так, В.Н.Мясищев понимает ценность как “отношение”, А.Н.Леонтьев, А.Г.Асмолов “личностный смысл”. И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов под ценностями педагогической деятельности понимают те ее особенности, которые позволяют учителю удовлетворить свои потребности, служат ориентирами его социальной и профессиональной активности, направленной на достижение общественно значимых целей. Педагогические ценности представляют собой, по мнению Г.Н.Оботуровой, основу полного творческого овладения своей деятельностью и предполагают осознанное следование принципам и нормам поведения. И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов и другие исследователи условно делят педагогические ценности на общественно-педагогические, профессиональногрупповые и индивидуально-личностные. Общественно-педагогические ценности раскрывают характер и содержание ценностей, функционирующих в масштабе всего общества и сконцентрированных в общественном сознании в форме морали, религии, философии. Они представляют собой идеи, представления, нормы и правила, регламентирующие воспитательную деятельность и общение в рамках общества (92). Профессионально-групповые ценности представляют собой совокупность идей, концепций, норм, регулирующих профессиональнопедагогическую деятельность. Эта совокупность носит целостный характер и выступает как познавательно-действующая система, обладающая относительной стабильностью и повторяемостью. Ценности выступают ориентирами педагогической деятельности в определенных профессиональных группах (школа, училище, лицей, колледж, техникум, вуз) (92). Совокупность индивидуально-личностных ценностей представляют собой сложное социально-психологическое образование, в котором сливается целевая и мотивационная направленность личности, составляя систему цен |