«коллективистическое самоопределение», в котором «личность избирательно относится к воздействиям данной конкретной общности, принимая одно и отвергая другое, в зависимости от опосредствующих факторов оценок, убеждений, идеалов» (201, 32). Оно формируется, главным образом, на базе принятых в группе целей и задач деятельности, устойчивыми ценностными ориентациями. Е.Л.Могильчак рассматривает социальное самоопределение как форму включения личности в социальную структуру общества через выбор и утверждение социальных статусов. В американской психологии проблема самоопределения рассматривается, главным образом, в плане выявления особенностей личной идентификации с позиций ролевых теорий. Именно в студенческие годы формирование образа «Я» происходит наиболее интенсивно (N. Parsons, G.M. Platt). Процесс формирования образа «Я» исследуется американскими учеными преимущественно через изучение ценностных ориентаций студентов (J.W. Getzels, Т. Newcomb). В концепции личностной идентификации американского психолога E.H.Erikson движущей силой юношеского самоопределения считается несоответствие идентичности — «чувство Я» и ролевой неопределенности. Подводя итог рассмотрению социологического подхода к самоопределению, обратим внимание на то, что выбор профессии менеджера начальный этап вхождения в сферу профессии менеджера, формирование отношения к управленческой деятельности, целям и задачам профессиональной деятельности, личностным ценностям, путь к социальному становлению личности. Самоопределение в философском понимании, по мнению Н.Д. Зотова, есть «определение себя как существа, обладающего сознанием и волей, осознание самого себя как субъекта поведенческих проявлений» (96, 35). Суть нравственного самоопределения в этом случае веление субъектом самому себе подчиняться требованиям, предъявляемым извне. Философы в целом едины в том, что нравственная ответственность является системообразующим 47 |
факторов оценок, убеждений, идеалов” (180, с. 32). Оно формируется, главным образом, на базе принятых в группе целей и задач деятельности, устойчивыми ценностными ориентациями. Е.Л.Могильчак рассматривает социальное самоопределение как форму включения личности в социальную структуру общества через выбор и утверждение социальных статусов. В американской психологии проблема самоопределения рассматривается, главным образом, в плане выявления особенностей личной идентификации с позиций ролевых теорий. Именно в студенческие годы формирование образа “Я” происходит наиболее интенсивно (N. Parsons, G.M. Platt). Процесс формирования образа “Я” исследуется американскими учеными преимущественно через изучение ценностных ориентаций студентов (J.W. Getzels, Т. Newcomb). В концепции личностной идентификации американского психолога E.H.Erikson движущей силой юношеского самоопределения считается несоответствие идентичности “чувство Я” и ролевой неопределенности. Подводя итог рассмотрению социологического подхода к самоопределению, обратим внимание на то, что выбор профессии учителя начальный этап вхождения в сферу профессии учителя, формирование отношения к профессионально-педагогической культуре, целям и задачам профессиональной деятельности, педагогическим ценностям, путь к социальному становлению личности. Самоопределение в философском понимании, по мнению Н.Д. Зотова, есть "определение себя как существа, обладающего сознанием и волей, осознание самого себя как субъекта поведенческих проявлений” (83, с. 35). Суть нравственного самоопределения в этом случае веление субъектом самому себе подчиняться требованиям, предъявляемым извне. Философы в целом едины в том, что нравственная ответственность является системообразующим свойством нравственного самоопределения. Так, О.Г.Дробницкий пишет о том, что “нравственное самоопределение направлено не столько на соблюдение принятых в обществе норм, а на закрепление того, что должно быть .... в нравственной ответственности концентрируется весь комплекс мо |