свойством нравственного самоопределения. Так, О.Г.Дробницкий пишет о том, что «нравственное самоопределение направлено не столько на соблюдение принятых в обществе норм, а на закрепление того, что должно быть ... в нравственной ответственности концентрируется весь комплекс моральных требований, которые ориентируют личность в выборе необходимых для пользы общества поступков» (81, с. 24). В силу этого самоопределение будущих менеджеров в профессиональной деятельности, на наш взгляд, предполагает учет студентами требования общества к роли менеджера в данной социокультурной ситуации. Попытка общего подхода к самоопределению личности в обществе была предпринята В.Ф. Сафиным. Исследователь исходил из характеристики «самоопределившейся личности как социально зрелого человека, обладающего высоким уровнем развития интеллекта, физических сил, практических умений и навыков, необходимых для социальной жизнедеятельности» (223, с. 4). Самоопределение в данном случае выступает как процесс поэтапного принятия решений, посредством которых возможно сочетание между собственными предпочтениями молодого человека и требованиями общества, а затем и формируется готовность. Этот подход вызвал большой интерес, так как рассматривает самоопределение, прежде всего, как социальное созревание личности, но в тоже время выявил и некоторые уязвимые места. Так, например, автор рассматривает психологический механизм самоопределения как осознанное соотнесение внешних требований и воздействий общества на личность с комплексом внутренних условий, в состав которых он включает желания и стремления; потенциальные возможности; психические и физические качества личности, но при этом не соотносит их с поступками человека. Подводя итог вышеприведенному анализу, определяясь в том, что любое самоопределение есть многоступенчатый процесс, который включает в себя: 1. Отношение самой личности к окружающим ее явлениям жизни; 2. Влияние внешних условий, требований общества на личность человека. 48 |
факторов оценок, убеждений, идеалов” (180, с. 32). Оно формируется, главным образом, на базе принятых в группе целей и задач деятельности, устойчивыми ценностными ориентациями. Е.Л.Могильчак рассматривает социальное самоопределение как форму включения личности в социальную структуру общества через выбор и утверждение социальных статусов. В американской психологии проблема самоопределения рассматривается, главным образом, в плане выявления особенностей личной идентификации с позиций ролевых теорий. Именно в студенческие годы формирование образа “Я” происходит наиболее интенсивно (N. Parsons, G.M. Platt). Процесс формирования образа “Я” исследуется американскими учеными преимущественно через изучение ценностных ориентаций студентов (J.W. Getzels, Т. Newcomb). В концепции личностной идентификации американского психолога E.H.Erikson движущей силой юношеского самоопределения считается несоответствие идентичности “чувство Я” и ролевой неопределенности. Подводя итог рассмотрению социологического подхода к самоопределению, обратим внимание на то, что выбор профессии учителя начальный этап вхождения в сферу профессии учителя, формирование отношения к профессионально-педагогической культуре, целям и задачам профессиональной деятельности, педагогическим ценностям, путь к социальному становлению личности. Самоопределение в философском понимании, по мнению Н.Д. Зотова, есть "определение себя как существа, обладающего сознанием и волей, осознание самого себя как субъекта поведенческих проявлений” (83, с. 35). Суть нравственного самоопределения в этом случае веление субъектом самому себе подчиняться требованиям, предъявляемым извне. Философы в целом едины в том, что нравственная ответственность является системообразующим свойством нравственного самоопределения. Так, О.Г.Дробницкий пишет о том, что “нравственное самоопределение направлено не столько на соблюдение принятых в обществе норм, а на закрепление того, что должно быть .... в нравственной ответственности концентрируется весь комплекс мо ральных требований, которые ориентируют личность в выборе необходимых для пользы общества поступков” (72, с. 24). В силу этого самоопределение будущих учителей в профессиональнопедагогической культуре, на наш взгляд, предполагает учет студентами требования общества к роли учителя в данной социокультурной ситуации. Попытка общего подхода к самоопределению личности в обществе была предпринята В.Ф. Сафиным. Исследователь исходил из характеристики "самоопределившейся личности как социально зрелого человека, обладающего высоким уровнем развития интеллекта, физических сил, практических умений и навыков, необходимых для социальной жизнедеятельности” (200, с. 4). Самоопределение в данном случае выступает как процесс поэтапного принятия решений, посредством которых возможно сочетание между собственными предпочтениями молодого человека и требованиями общества. Этот подход вызвал большой интерес, так как рассматривает самоопределение, прежде всего, как социальное созревание личности, но в тоже время выявил и некоторые уязвимые места. Так, например, автор рассматривает психологический механизм самоопределения как осознанное соотнесение внешних требований и воздействий общества на личность с комплексом внутренних условий, в состав которых он включает желания и стремления; потенциальные возможности; психические и физические качества личности, но при этом не соотносит их с поступками человека. Подводя итог вышеприведенному анализу, определяясь в том, что любое самоопределение есть многоступенчатый процесс, который включает в себя: 1. Отношение самой личности к окружающим ее явлениям жизни; 2. Влияние внешних условий, требований общества на личность человека. Реализация первого и принятие второго, на наш взгляд, представляет собой характеристику социально “созревающей”, самоопределяющейся личности. С учетом этих положений становится очевидным, что самоопределение это, прежде всего, процесс социального становления личности, в ходе |