обществе как личности «есть, прежде всего, определение своей позиции относительно ценностей данного общества» (60, с. 2). Особое значение изучению ценностных ориентаций и жизненных планов личности в процессе самоопределения уделяет Е.А.Головаха. Поэтому, мы считаем, необходимым обратить внимание на то, что основой самоопределения личности выступает ценностно-смысловое самоопределение, т.е. определение себя относительно общекультурных человеческих ценностей с целью выделения и обоснования жизненной позиции. В связи с этим, на наш взгляд, приоритетной основой самоопределения будущего менеджера в мире профессиональной культуры являются управленческие ценности, пропускаемые через опыт деятельности и трансформируемые до личностного смыслового значения. Различные точки зрения на сущность понятия «самоопределение» нам кажется весьма ценной, так как позволяет наглядно представить неоднозначность, сложность и многогранность данного понятия и помогает уточнить свою позицию по данному вопросу, которая сводится к следующему, самоопределение будущих менеджеров к управленческой деятельности это процесс формирования убежденности в высоком социальном назначении профессии менеджера, осознания важности, необходимости освоения управленческих ценностей, способов эффективной профессиональной деятельности, стремления к поиску путей реализации их в собственной управленческой деятельности. Сущность самоопределения будущего менеджера к управленческой деятельности заключается в самостоятельном и осознанном нахождении смыслов профессиональной деятельности в процессе освоения управленческих ценностей; в выборе условий, направленных на профессиональный рост; в выборе способов управленческой деятельности, которые максимально отвечают особенностям его личности, его способностям; в построении соответствующих профессиональных перспектив; в становлении позиции менеджера; в развитии его индивидуальности. 54 |
Согласимся с тем, что становление учителя как субъекта профессиональной деятельности связано “в первую очередь, с формированием его как личности, как индивидуальности и лишь затем как умелого работника, владеющего специальными навыками в данной области деятельности” (187, с. 27). Индивидуальность ’’есть особая форма человека в обществе, в рамках которого он живет и действует как автономная и неповторимая система, сохраняя всю целостность и тождественность самому себе в условиях непрерывных внутренних и внешних изменений” (192, с. 14). Главным содержанием индивидуальной неповторимой личности является стиль ее мышления, деятельности, ее творческое самовыражение (187, 244). С учетом этого положения становится очевидной правомочность трактовки самоопределения как процесса формирования индивидуального стиля жизни личности, связанный со становлением личности как “субъекта жизнедеятельности”. Конструктивной в этом плане представляется позиция М.Р.Гинзбурга. Он рассматривает личностное самоопределение как содержательное конструирование человеком своего жизненного поля, которое включает в себя совокупность индивидуальных жизненных смыслов и пространство реального действия (актуального и потенциального). М.Р.Гинзбург, Р.Г.Каменский, С.И.Краснов, В.Д. Повзун указывают на то, что “самоопределение возможно только в области ценностей и смыслов” (55, с. 2). Эта область взаимодействия личности и общества позволяет человеку активно определить себя самого и свое место в обществе, принимая или отвергая определенные общественные ценности, человек тем самым выстраивает собственную систему ценностей, определяет собственную позицию. Поэтому определение человеком себя в обществе как личности “есть, прежде всего, определение своей позиции относительно ценностей данного общества” (55, с.2). Особое значение изучению ценностных ориентаций и жизненных планов личности в процессе самоопределения уделяет Е.А.Головаха. Поэтому, мы считаем необходимым обратить внимание на то, что основой самоопределения личности выступает ценностно-смысловое самоопределение, т.е. определение себя относительно общекультурных человеческих ценностей с целью выделения и обоснования жизненной позиции. В связи с этим, на наш взгляд, приоритетной основой самоопределения будущего учителя в мире профессионально-педагогической культуры являются педагогические ценности, пропускаемые через опыт деятельности и трансформируемые до личностного смыслового значения. Различные точки зрения на сущность понятия “самоопределение” нам кажется весьма ценной, так как позволяет наглядно представить неоднозначность, сложность и многогранность данного понятия и помогает уточнить свою позицию по данному вопросу, которая сводится к следующему, самой определение будущих учителей в профессионально-педагогической культуре это процесс формирования убежденности в высоком социальном назначении профессии учителя, осознания важности, необходимости освоения педагогических ценностей, способов эффективной педагогической деятельности. стремления к поиску путей реализации их в собственной педагогической деятельности. Сущность самоопределения будущего учителя в профессиональнопедагогической культуре заключается в самостоятельном и осознанном нахождении смыслов профессиональной деятельности в процессе освоения педагогических ценностей; в выборе условий, направленных на профессиональный рост; в выборе способов педагогической деятельности, которые максимально отвечают особенностям его личности, его способностям; в построении соответствующих профессиональных перспектив; в становлении педагогической позиции; в развитии его индивидуальности. Таким образом, резюмируя вышеизложенное, опираясь на данные проведенного исследования (189), логика самоопределения будущих учителей в профессионально-педагогической культуре включает в себя следующие этапы: 1. Осознание общественной значимости профессии учителя (ценнос но-нравственная основа самоопределения). Выводы первой главы Анализ монографических изданий, публикаций в периодической печати, диссертационных исследований, посвященных изучению педагогической, профессионально-педагогической культур и самоопределения, а также обобщение практической подготовки будущих учителей в педагогическом вузе позволил сделать следующие выводы: профессионально-педагогическая культура как объективная реальность интегральное образование представляющее собой совокупность профессионально-значимых педагогических ценностей, способов и приемов эффективной педагогической деятельности, позволяющих педагогу выработать собственный проект профессиональной деятельности и реализовать его на технологическом уровне; самоопределение будущих учителей в профессиональнопедагогической культуре есть процесс формирования будущим педагогом своего отношения к профессионально-педагогической среде и способ его самореализации, связанный со становлением личности педагога как субъекта профессионально-педагогической деятельности. В этой связи, самоопределение будущих учителей в профессиональнопедагогической культуре это, прежде всего, процесс формирования убежденности в высоком социальном назначении профессии учителя, осознания важности, необходимости освоения педагогических ценностей, способов эффективной профессиональной деятельности, стремления к поиску путей реализации их в собственной педагогической деятельности. Критерием процесса самоопределения будущих учителей в профессионально-педагогической культуре выступает уровень развития готовности будущих учителей к самоопределению в профессионально-педагогической культуре. Готовность будущих учителей к самоопределению в профессиональнопедагогической культуре есть результат целенаправленно организованного процесса становления личности педагога, включающего принятие и осмыс |