Проверяемый текст
Лимонова, Наталья Анатольевна. Право граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства и деятельность органов внутренних дел по его обеспечению : Вопросы теории (Диссертация 2000)
[стр. 119]

119 транспортных средств и осуществление их досмотра, в соответствии с п.
2 ст.
14 указанного Федерального конституционного закона, обладают федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации.
В постановлении Конституционного Суда от 2 февраля 1998 г.
указано, что перечисленные в Законе «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» основания для ограничений права выбирать место пребывания и жительства сформулированы исчерпывающим образом.
Как правильно отмечает К.И.
Руднева206 , с этим нельзя согласиться, поскольку анализ действующего законодательства показывает, что нормативные акты, регулирующие правоотношения в иных, кроме указанных в законе сферах, также определяют территории со статусом ограниченного доступа и заселения.
Например, Федеральным Законом от 23 февраля 1995 г.
№ 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и • курортах»207 предусматривается санитарная охрана лечебно-оздоровительных местностей с запретом проживания в определенных зонах.
Ограничения пребывания на конкретных территориях содержат также, например, Федеральные законы от 14 марта 1995 г.
№ ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»208 , от 25 июля 1998 г.
«О борьбе с терроризмом»209 .
Очевидно, что законодатель при установлении данных ограничений руководствовался ст.
55 Конституции, а не Законом «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения Так, Федеральным ^ законом «Об особо охраняемых природных территориях» допускается ограничение или запрещение пребывания на территории государственных природных заказников граждан, не являющихся их работниками или должностными лицами.
В связи с этим представляется, что перечень, содержащийся в ст.
8 Закона «О праве граждан Российской Федерации на ^ свободу передвижения...» нельзя трактовать как исчерпывающий, поскольку он ш Руднева K.II.
Указ.
раб.
С.
173.
М, СЗРФ.
1995.
X»9.
Ст.
713; 2005.Хг 19.Ст.
1752.
• т СЗ РФ.
1995.
№ 12.
Ст.
1024; 2005.
X» 19.
Ст.
1752.
309 СЗ РФ.
1998.
№31.
Ст.
3808; 2000.
№ 33.
Ст.
3348.
[стр. 4]

ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы исследования.
Провозглашение и развитие в законодательстве Российской Федерации такого важнейшего права человека, как право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах территории государства имеет большое значение, ибо свобода передвижения, выбора места пребывания и жительства является существенным элементом свободы личности.
Между тем формальное признание права на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства вовсе не означает одномоментного появления у человека возможности в полном объеме пользоваться им.
Для обеспечения этого права необходим эффективный социально-юридический механизм, важным элементом которого должны стать органы внутренних дел.
Учитывая предоставленные органам внутренних дел широчайшие полномочия в области обеспечения и защиты права граждан на свободу передвижения и зависимость реализации этого права от выносимых ими актов правоприменения, исследование деятельности органов внутренних дел в рассматриваемом ракурсе представляется весьма актуальным и практически значимым.
История формирования института права граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства неотделима от истории становления так называемой паспортной системы, одним из элементов которой являлась прописка, долгие годы ограничивающая право граждан на свободу передвижения и выбор места жительства.
Принятый 25 июня 1993 г.
Закон Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места * пребывания и жительства в пределах территории Российской Федерации"1 заменил разрешительный порядок прописки уведомительной регистрацией и Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации.
1993.
№ 32.
Ст.
1227.
4

[стр.,21]

было закреплено в новой редакции Конституции РСФСР 1978 г.
(ст.42).
В Конституции Российской Федерации 1993 г.
данное право утверждено в ст.
27.
Следует заметить, что ст.
27 закрепляет два различных основных права, защищающих свободу передвижения.
Эти права различаются в их отношении к территории Российской Федерации: если ч.1 охраняет полную свободу передвижения в границах государственной территории, то ч.
2 защищает право на выезд, ограниченное действием российского суверенитета в части свободы передвижения, и вне государственной территории .
Как было отмечено ранее, предметом диссертационного исследования является право граждан России на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах территории Российской Федерации, поэтому право на выезд за пределы Российской Федерации и беспрепятственное возвращение в Российскую Федерацию граждан России не входят в круг рассматриваемыхV 4 вопросов.
В части 1 ст.
27 Конституции Российской Федерации закреплено: "Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства".
Еще до принятия Конституции вступил в действие Закон Российской Федера✓ ции "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" от 25 июня 1993 г.
Указанный Закон отменил существовавший в течение столь долгого времени режим прописки, находившийся в противоречии с ратифицированным Советским Союзом в 1973 г.
Международным пактом ООН "О гражданских и политических правах" (ст.12).
Часть 1 ст.12 указанного Пакта гласит: "Каждому, кто законно находится на территории какого-либо государства, принадлежит, в пределах этой территории, право на свободное передвижение и свобода выбора местожительства".
21 Учебный комментарий к главе 2 "Права и свободы человека и гражданина" Конституции Российской Федерации.
Ст.
27.
/ Под ред.
К.А.
Экштайна.
М.: Фонд Конституции, 1998.


[стр.,28]

и писалась государствами, противостоящими Советскому Союзу и "социалистическому лагерю".
При разработке Международных Пактов (1966 г.) учитывались другие реалии в мире, а также то, что в числе ее авторов были и государства того самого "социалистического лагеря" (что в целом, в политическом и идеологическом плане свидетельствует в пользу последних)1.
Кстати, регламентирующая этот вопрос ст.
55 (ч.З) Конституции России содержит меньше ограничений, чем упомянутый Протокол № 4 (ст.2).
Она гласит: "Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства".
В названной конституционной норме нет, например, ссылки на допустимость применения ограничений в интересах общественного спокойствия либо для поддержания общественного порядка или предотвращения преступлений.
В соответствии со ст.8 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г.
право граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации может быть ограничено: в пограничной полосе; в закрытых военных городках; в закрытых административно-территориальных образованиях; в зонах экологического бедствия; на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случае опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности; на территориях, где введено чрезвычайное или военное положение.
Таким образом, можно констатировать, что ограничения прав и свобод индивидов, содержащиеся в законодательстве Российской Федерации, признаны и международным правом.
28 Х л о б у с т о в О.
и др.
Права человека и интересы национальной безопасности.
М., 1999.
С.
33.

[Back]