Проверяемый текст
Лимонова, Наталья Анатольевна. Право граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства и деятельность органов внутренних дел по его обеспечению : Вопросы теории (Диссертация 2000)
[стр. 13]

13 право сформулировано следующим образом: «Каждому, кто законно находится на территории какого-либо государства, принадлежит, в пределах этой территории, право на свободное передвижение и выбор местожительства»3 .
В 1996 году Российская Федерация вступила в Совет Европы.
Одним из условий-рекомендаций присоединения России к СЕ, названных в Заключении ПАСЕ № 193 (1996 г.),
было реальное обеспечение конституционного права граждан России на свободу передвижения и выбор места жительства.
Кроме того, Российская Федерация должна была в течение года ратифицировать Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод, а также протоколы к ней.
30 марта 1998 г.
Российская Федерация ратифицировала Протокол № 4 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (ЕКПЧ) от 4 ноября 1950 г., ст.
2
которого закрепляет свободу передвижения и свободу выбора места жительства: «Каждый, кто на законных основаниях находится на территории какого-либо государства, имеет в пределах этой территории право на свободу передвижения и свободу выбора места жительства»4 .
Конвенция Содружества Независимых Государств от 26 мая 1995 г.
«О правах и основных свободах человека
закрепляет анализируемое право следующим образом: «Каждому, кто законно находится на территории какойлибо Договаривающейся Стороны, принадлежит в пределах этой территории право на свободное передвижение и свободу выбора местожительства» (ст.
22 ч.
I)5 .
На государственном уровне в Российской Федерации принят ряд правовых актов, определяющих объем, содержание и гарантии права человека на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, в частности, к ним относятся: Конституция Российской Федерации 1993 г., Декларация прав и свобод человека и гражданина 1 Ведомости ВС СССР.
1976.
№ 17.
' С3 РФ.
1998.
№ 20.
Ст.
2143.
'СЗРФ.
1999.
№ 13.Ст.
1489.
[стр. 21]

было закреплено в новой редакции Конституции РСФСР 1978 г.
(ст.42).
В Конституции Российской Федерации 1993 г.
данное право утверждено в ст.
27.
Следует заметить, что ст.
27 закрепляет два различных основных права, защищающих свободу передвижения.
Эти права различаются в их отношении к территории Российской Федерации: если ч.1 охраняет полную свободу передвижения в границах государственной территории, то ч.
2 защищает право на выезд, ограниченное действием российского суверенитета в части свободы передвижения, и вне государственной территории .
Как было отмечено ранее, предметом диссертационного исследования является право граждан России на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах территории Российской Федерации, поэтому право на выезд за пределы Российской Федерации и беспрепятственное возвращение в Российскую Федерацию граждан России не входят в круг рассматриваемыхV 4 вопросов.
В части 1 ст.
27 Конституции Российской Федерации закреплено: "Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства".
Еще до принятия Конституции вступил в действие Закон Российской Федера✓ ции "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" от 25 июня 1993 г.
Указанный Закон отменил существовавший в течение столь долгого времени режим прописки, находившийся в противоречии с ратифицированным Советским Союзом в 1973 г.
Международным пактом ООН "О гражданских и политических правах" (ст.12).
Часть 1 ст.12 указанного Пакта гласит: "Каждому, кто законно находится на территории какого-либо государства, принадлежит, в пределах этой территории, право на свободное передвижение и свобода выбора местожительства".
21 Учебный комментарий к главе 2 "Права и свободы человека и гражданина" Конституции Российской Федерации.
Ст.
27.
/ Под ред.
К.А.
Экштайна.
М.: Фонд Конституции, 1998.


[стр.,22]

22 До принятия в 1966 г.
Международного пакта о гражданских и политических правах право на свободу передвижения и выбор места жительства было провозглашено в ст.
13 Всеобщей Декларации прав человека: "Каждый человек имеет право свободно передвигаться и выбирать себе место жительства в пределах каждого государства".
В 1996 г.
Российская Федерация вступила в Совет Европы.
Одним из условий рекомендаций присоединения России к СЕ, названных в Заключении ПАСЕ № 193 (1996 г.)
по заявке России на вступление, как отмечает С.А.
Глотов, было реальное обеспечение конституционного права граждан России (ст.27 Конституции России) на свободу передвижения и выбор места жительства .
Кроме того, Российская Федерация должна была в течение года ратифицировать Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод, а также протоколы к ней.
30 марта 1998 г.
Российская Федерация ратифицировала Протокол № 4 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (ЕКПЧ) от 4 ноября 1950 г.2, ст.2
кбторого закрепляет свободу передвижения и свободу выбора места жительства: 'Каждый, кто на законных основаниях находится на территории какого-либо государства, имеет в пределах этой территории право на свободу передвижения и свободу выбора места жительства".
Анализируя положения Конституции Российской Федерации и ЕКПЧ, С.А.
Глотов пришел к выводу, что предметом обсуждения и конституционного регулирования могут стать положения ст.
2 Протокола № 4 ЕКПЧ о праве граждан "на свободное передвижение и свободу выбора места жительства".
Как известно, например, в Москве до настоящего времени сохраняется институт прописки, который довольно четко проводится в жизнь местными властями, несмотря на решение Конституционного суда о его неправомерности3.
Г л о т о в С.А.
Конституционно-правовые проблемы сотрудничества России и Совета Европы в области прав человека.
Саратов, 1999.
С.94.
Федеральный закон от 30 марта 1998 г.
№ 54 ФЗ.
// СЗ Российской Федерации.
1998.
№ 14.
Ст.
1514.
3Г л о т о в С.А.
Указ.
соч.
С.
218.


[стр.,29]

Вместе с тем следует согласиться с О.
Хлобустовым и его соавторами в том, что никакие ограничения прав и свобод личности в государстве не являются самоцелью, они не абсолютны, а порождены объективными условиями существования государства как суверенной самостоятельной единицы.
Установленные государством в законном порядке ограничения прав и свобод своих граждан не должны, во-первых, полностью отрицать этих прав, во-вторых, должны применяться ко всем лицам в равной мере, т.е.
без дискриминации, и, в-третьих, не должны противоречить Уставу ООН и общепризнанным принципам и нормам современного международного права .
11 августа 1998 г.
в Российской Федерации вступила в силу Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека2.
Статья 22 Конвенции гласит: "Каждому, кто законно находится на территории какой-либо Договаривающейся Стороны, принадлежит в пределах этой территории право на свободное передвижение и свободу выбора местожительства.
Это право не может быть объектом никаких ограничений, кроме тех, которые предусмотрены законом в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, для охраны здоровья и нравственности населения или для защиты прав и свобод других лиц.
В то же время указанное ✓ право может в конкретных районах также явиться объектом ограничений, установленных в соответствии с законом и обоснованных общественными интересами".
Автор проанализировала соответствующие статьи конституций некоторых государств-участников СНГ и стран Балтии, в которых закреплено право на свободу передвижения, выбор места жительства, сопоставила их между собой, а также с Международным Пактом о гражданских и политических правах.
Получилась следующая картина.
29 Х л о б у с т о в О.
и др.
Указ.
соч.
С.
33-34.
2СЗ Российской Федерации.
1999.
№ 13.
Ст.
1489.4

[Back]