Проверяемый текст
Топольская Евгения Анатольевна. Педагогическое сопровождение развития рефлексивного сознания у молодежи в учреждениях культуры (Диссертация 2010)
[стр. 133]

философии.
Успехи психологии в этом вопросе возможностей развития сознания излагаются в ряде теорий этих процессов.
В некоторых из них просматривается взаимосвязь между сознанием и его историей, иначе можно сказать об идее определенного типа повторяемости в процессах развития.
Однако, кроме указания на общую повторяемость, Гегель не сформулировал конкретных положений относительно того, что и как повторяется из истории сознания в развитии сознания человеческого индивида.
Идея такой повторяемости была сформулирована еще Гегелем в предисловии к первому изданию «Феноменологии духа», которую автор назвал учебником
психологии60.
«Отдельный индивид, писал он, должен и по содержанию пройти ступени образования всеобщего духа, но как формы, уже остановленные и духом, как этапы пути, уже разработанного и выровненного»61.

Известно, что Г.В.
Плеханов умственное развитие индивида сопоставил с родом «контекста истории развития его
предков»62.
Также в психологии еще в конце прошлого века под влиянием открытия биогенетического закона возникли теории рекапитуляции {С.
Холл, Дж.
Болдуин), согласно которым развитие человека повторяет основные стадии развития общества, например, стадии первобытной дикости, кочевой жизни, земледелия и т.д.
Далее были попытки объяснить общность логики развития человека и истории развития сознания человечества (Э.
Клапаред и т.д.).
Из отечественных психологов этой проблемой занялся А.Н.
Леонтьев,
характеризуя процесс психического развития ребенка через присвоение им человеческого опыта.
Он писал: «Это процесс, который имеет своим результатом воспроизведение индивидуумом исторически
60ЗинченкоВ.П., МоргуновЕ.Б.
Человекразвивающийся.
Очеркироссийской психологии.М., 1994.
С.171.

61ГегельГ.
Сочинения.
Т.4.
М., 1959.
-С.15.
“ ПлехановГ.В.
Сом.
Изд.2-е, Т.8.
М.-Пг., 1923.С.48-49.
133
[стр. 21]

различие модификаций рефлексивного акта основано на различных областях теоретической, практической рефлексии и рефлексии способности суждения, которые оказали влияние в дальнейшем на развитие идей Фихте, Шеллинга и Гегеля.
Так в ранний период развития феноменологии термин «рефлексия» первоначально рассматривался Гуссерлем в рамках различий Локка между рефлексией и ощущением.
В связи с этим феноменологическая рефлексия выбирает методическую функцию.
Отсюда, произошло обособление феноменологии в отрасли наук.
Прояснение структуры рефлексии как отрасли феноменологии в дальнейшем рассматривалось уже с учетом этого положения.
При этом рефлексивный характер переживаний сознания определяется внутренней логикой развития самого феноменологического метода в философии.
Успехи психологии в этом вопросе возможностей развития сознания излагаются в ряде теорий этих процессов.
В некоторых из них просматривается взаимосвязь между сознанием и его историей, иначе можно сказать об идее определенного типа повторяемости в процессах развития.
Однако, кроме указания на общую повторяемость, Гегель не сформулировал конкретных положений относительно того, что и как повторяется из истории сознания в развитии сознания человеческого индивида.
Идея такой повторяемости была сформулирована еще Гегелем в предисловии к первому изданию «Феноменологии духа», которую автор назвал учебником
психологии3.
«Отдельный индивид, писал он, должен и по содержанию пройти ступени образования всеобщего духа, но как формы, уже остановленные и духом, как этапы пути, уже разработанного и выровненного» .

3Зинченко В.П., Моргунов Е.
Б.
Человек развивающийся.
Очерки российской психологии.
М., 1994.
С.
171.

4Гегель Г.
Сочинения.
Т.
4.
М., 1959.
С.
15.


[стр.,22]

Г.В.
Плеханов умственное развитие индивида сопоставил с родом «контекста истории развития его
предков»5.
Также в психологии еще в конце прошлого века под влиянием открытия биогенетического закона возникли теории рекапитуляции (С.
Холл, Дж.
Болдуин), согласно которым развитие человека повторяет основные стадии развития общества, например, стадии первобытной дикости, кочевой жизни, земледелия и т.д.
Далее были попытки объяснить общность логики развития человека и истории развития сознания человечества (Э.
Клапаред и т.д.).
Из отечественных психологов этой проблемой занялся А.Н.
Леонтьев,
где характеризуя процесс психического развития ребенка через присвоение им человеческого опыта.
Он писал: «Это процесс, который имеет своим результатом воспроизведение индивидуумом исторически
сформировавшихся человеческих свойств, способностей и способов поведения»6.
В соответствии с данными представлениями В.В.
Давыдов трактует логическим выражением исторические процессы развития людей через формы культуры.
Именно в них, по его мнению, откладываются существенные и необходимые моменты духовной истории людей, а их присвоение индивидом выступает как сжатое повторение исторического развития сознания.
В тоже время он подчеркивал, что это не просто присвоение, ибо присвоение культуры всегда есть процесс творческий.
В таком процессе образования индивид «поглощает» свою неорганическую природу и овладевает ее (К.
Маркс).
Для К.
Маркса «неорганическое тело» это культура.
Тогда культуру необходимо понимать как логическое и всеобщее выражение истории развития сознания.
Поэтому проблема истории сознания и его онтогенеза внутренне связана с проблемой развития духовности и «присвоения» 5Плеханов Г.В.
Соч.
Изд.
2-е.
Т.8.
М.-Птг., 1923.
С.
48-49.
6Леонтьев А.Н.
Проблемы развития психики.
Изд.
3-е.
М., 1972.
С.
535.
22

[Back]