Проверяемый текст
Топольская Евгения Анатольевна. Педагогическое сопровождение развития рефлексивного сознания у молодежи в учреждениях культуры (Диссертация 2010)
[стр. 134]

сформировавшихся человеческих свойств, способностей и способов поведения»63.
В соответствии с данными представлениями В.В.
Давыдов трактует логическимвыражением исторические процессы развития людей через формы культуры.
Именно в них, по его мнению, откладываются существенные и необходимые моменты духовной истории людей, а их присвоение индивидом выступает как сжатое повторение исторического развития сознания.
В
отечественной психологии прилагалось немало усилий для понимания фундаментальной проблемы: каким образом содержание духовного развития человечества становится его формами, и присвоение этих форм индивидом
становится содержанием развития его сознания (В.В.
Давыдов, А.Н.
Леонтьев, Д.Б.

Эльконип и др.).
Известно, что Л.С.
Выготский был прежде всего специалистом в области психологии, методологом психологии.
При этом использовал
также принципы историзма и системности в подходе к исследованию психологической действительности, и прежде всего сознания как специфики человеческой ее формы.
Он овладевал методамиК.
Маркса и самого марксизма, обращаясь к
трудам-классиков марксизма-ленинизма64.
В его гипотезах содержатся уже иные представления о роли социальной среды в развитии: взаимодействие ребенка с действительностью, главным образом; социальной, со взрослым является не фактором развития, не тем, что действует извне на уже имеющиеся, а источником развития.
Это
нс связывалось с теорией существующей педологии того времени и теорией Выготского о двух факторах развития организма и психики ребенка наследственностью и средой.
При рассмотрении взглядов Д.Б.
Эльконина на общую природу и источники психического развития ребенка необходимо иметь в виду*61 "
Леонтьев А.Н.
Проблемыразвития психики;
Изл.
3-е.
М., 1972.
С.535.
61ЭльконинД.Б.
Избранные психологическиетруды.
М., 1989.
С.437.

134
[стр. 22]

Г.В.
Плеханов умственное развитие индивида сопоставил с родом «контекста истории развития его предков»5.
Также в психологии еще в конце прошлого века под влиянием открытия биогенетического закона возникли теории рекапитуляции (С.
Холл, Дж.
Болдуин), согласно которым развитие человека повторяет основные стадии развития общества, например, стадии первобытной дикости, кочевой жизни, земледелия и т.д.
Далее были попытки объяснить общность логики развития человека и истории развития сознания человечества (Э.
Клапаред и т.д.).
Из отечественных психологов этой проблемой занялся А.Н.
Леонтьев, где характеризуя процесс психического развития ребенка через присвоение им человеческого опыта.
Он писал: «Это процесс, который имеет своим результатом воспроизведение индивидуумом исторически сформировавшихся человеческих свойств, способностей и способов поведения»6.
В соответствии с данными представлениями В.В.
Давыдов трактует логическим выражением исторические процессы развития людей через формы культуры.
Именно в них, по его мнению, откладываются существенные и необходимые моменты духовной истории людей, а их присвоение индивидом выступает как сжатое повторение исторического развития сознания.
В
тоже время он подчеркивал, что это не просто присвоение, ибо присвоение культуры всегда есть процесс творческий.
В таком процессе образования индивид «поглощает» свою неорганическую природу и овладевает ее (К.
Маркс).
Для К.
Маркса «неорганическое тело» это культура.
Тогда культуру необходимо понимать как логическое и всеобщее выражение истории развития сознания.
Поэтому проблема истории сознания и его онтогенеза внутренне связана с проблемой развития духовности и «присвоения» 5Плеханов Г.В.
Соч.
Изд.
2-е.
Т.8.
М.-Птг., 1923.
С.
48-49.
6Леонтьев А.Н.
Проблемы развития психики.

Изд.
3-е.
М., 1972.
С.
535.
22

[стр.,23]

культуры индивидом.
Формы культуры это этапы развития уже усвоенного пути развития, включая развитие сознания индивида.
В отечественной психологии прилагалось немало усилий для понимания фундаментальной проблемы: каким образом содержание духовного развития человечества становится его формами, и присвоение этих форм индивидом
становиться содержанием развития его сознания (В.В.
Давыдов, А.Н.
Леонтьев, Д.Б.

Эльконин и др.).
Л.С, Выготский был прежде всего специалистом в области психологии, методологом психологии.
При этом использовал
принципы историзма и системности в подходе к исследованию психологической действительности, и прежде всего сознания как специфики человеческой ее формы.
Он овладевал методами К.
Маркса и самого марксизма, обращаясь к
грудам классиков марксизма-ленинизма7.
В его гипотезах содержатся уже иные представления о роли социальной среды в развитии: взаимодействие ребенка с действительностью, главным образом социальной, со взрослым является не фактором развития, не тем, что действует извне на уже имеющиеся, а источником развития.
Это
не связывалось с теорией существующей педологии того времени и теорией Выготского о двух факторах развития организма и психики ребенка наследственностью и средой.
При рассмотрении взглядов Д.Б.
Эльконина на общую природу и источники психического развития ребенка необходимо иметь в виду
следующее8.
Во-первых, с его точки зрения, все виды детской деятельности общественны по своему происхождению, содержанию и форме, поэтому ребенок с моменте рождения и с первых стадией своего развития является общественным существом (для Д.Б.
Эльконина было неприемлемым положение «ребенок и общество» он признавал лишь «ребенка в обществе»).
7Эльконин Д.Б.
Избранные психологические труды..
М., 1989.
С.
437.

8См: там же.
С.
9.
23

[Back]