следующее63. Во-первых, с его точки зрения; все виды детской деятельности общественны по своему происхождению, содержанию и форме, поэтому ребенок с момента рождения и с первых стадий-своего развития является общественным существом (для Д.Б. Эльконина было неприемлемым положение «ребенок и общество» он признавал лишь «ребенка в обществе»). Во-вторых, присвоение ребенком достижений человеческой культуры всегда носит деятельностный характер ребенок не пассивен в этом процессе, не приспосабливается к условиям жизни, а выступает как активный субъект их преобразования, воспроизводящий и создающий в себе человеческие способности. Согласно А.Н. Леонтьеву, Д.Б. Эльконин придерживался по дайной проблеме единой с ним позиции, ребенок осуществляет при этом такую деятельность, которая адекватна (но не тождественна) деятельности. Гегель6566 выделял, по крайней мере, три таких формы: полагающую, сравнивающую и определяющую; Кроме того, есть еще более высокие формы рефлексии: синтезирующая и трансцендирующая рефлексия. Полагающая рефлексия производит самое первое отличение самости субъекта от его жизнедеятельности в широком спектре ее возможных содержаний. Полагающая рефлексия впервые разграничивает тотальное, ощущаемое, разделяя Я и не-Я, но при этом оставляя их во взаимообусловленном виде. При этом не-Я есть некоторый позитивный конгломерат событий, определяемых номинативно: это есть А; это есть В; это есть ... (область полагающей рефлексии это магия поименований), и всё это не-Я. То есть, Я здесь получает лишь негативные определения, как чистая отрицательность, как всеобщее пе-Я. 65Тамже. -С.9. 00АнисимовО.С. Гегель: мышлениеиразвитие(путьккультуремышлении). -М.,2000. -С.531. 135 |
культуры индивидом. Формы культуры это этапы развития уже усвоенного пути развития, включая развитие сознания индивида. В отечественной психологии прилагалось немало усилий для понимания фундаментальной проблемы: каким образом содержание духовного развития человечества становится его формами, и присвоение этих форм индивидом становиться содержанием развития его сознания (В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.). Л.С, Выготский был прежде всего специалистом в области психологии, методологом психологии. При этом использовал принципы историзма и системности в подходе к исследованию психологической действительности, и прежде всего сознания как специфики человеческой ее формы. Он овладевал методами К. Маркса и самого марксизма, обращаясь к грудам классиков марксизма-ленинизма7. В его гипотезах содержатся уже иные представления о роли социальной среды в развитии: взаимодействие ребенка с действительностью, главным образом социальной, со взрослым является не фактором развития, не тем, что действует извне на уже имеющиеся, а источником развития. Это не связывалось с теорией существующей педологии того времени и теорией Выготского о двух факторах развития организма и психики ребенка наследственностью и средой. При рассмотрении взглядов Д.Б. Эльконина на общую природу и источники психического развития ребенка необходимо иметь в виду следующее8. Во-первых, с его точки зрения, все виды детской деятельности общественны по своему происхождению, содержанию и форме, поэтому ребенок с моменте рождения и с первых стадией своего развития является общественным существом (для Д.Б. Эльконина было неприемлемым положение «ребенок и общество» он признавал лишь «ребенка в обществе»). 7Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды.. М., 1989. С. 437. 8См: там же. С. 9. 23 Во-вторых, присвоение ребенком достижений человеческой культуры всегда носит деятельностный характер ребенок не пассивен в этом процессе, не приспосабливается к условиям жизни, а выступает как активный субъект их преобразования, воспроизводящий и создающий в себе человеческие способности. Согласно А.Н. Леонтьеву, Эльконин Д.Б. придерживался по данной проблеме единой с ним позиции, имея ввиду, что ребенок осуществляет при этом такую деятельность, которая адекватна (но не тождественна) деятельности, воплощенной людьми в этих способностях. Присвоение ребенком богатств человеческой культуры посредством его целенаправленного обучения появляется довольно поздно в развернутой форме они представлены в школьном периоде. Такое обучение и воспитание имеют большое значение в психическом развитии детей. Возрастной критерий учащихся это есть школьники, потом они перейдут в критерий молодых людей, которые уже самостоятельно будут искать пути осознания действительности, чем является в данном случае «рефлексивное сознание». Правильным направлением и критерием рефлексивного осознания молодежи могут служить в современных условиях учреждения культуры, которые передают человеческий опыт для его осмысления. Поэтому, мы согласны с тем, что понятие «образование» было теснейшим образом связано с понятием «культура» и обозначало специфически человеческий способ преобразования природных задатков и возможностей. В настоящее время человеческий мир включает в себя не только знания о мире. Он содержит в себе мир природы, мир искусства, мир вещей, действий с ними, мир деятельности, мир (мифы) других людей, мир образов, сознания, аффектов, нравственности и морали, совести, мир общения, человеческих отношений и взаимодействий, а это интегрировано храниться, и передается из поколения в поколения в учреждениях культуры. Далеко не приостанавливает, прерывает этот непрерывный поток жизни и выводит человека за его пределы. С появлением такой рефлексии связано ценностное осмысление жизни. С разрыва непосредственных связей и восстановления их на новой основе начинается и в этом заключается второй способ существования человека. Именно в этом способе, по сути дела, впервые встает проблема «уяснения самому себе своего собственного сознания» как проблема нового сознательного опыта (опыта с сознанием). 10 Гегель выделял, по крайней мере, три таких формы: полагающую, сравнивающую и определяющую. Кроме того, есть ещё более высокие формы рефлексии: синтезирующая и трансцендирующая рефлексия. Полагающая рефлексия производит самое первое отличение самости субъекта от его жизнедеятельности в широком спектре ее возможных содержаний. Полагающая рефлексия впервые разграничивает тотальное, ощущаемое, разделяя Я и не-Я, но при этом оставляя их во взаимообусловленном виде. При этом не-Я есть некоторый позитивный конгломерат событий, определяемых номинативно: это есть А; это есть В; это есть ... (область полагающей рефлексии это магия поименований), и всё это не-Я. То есть, Я здесь получает лишь негативные определения, как чистая отрицательность, как всеобщее не-Я. Полагающая рефлексия производит самое первое высвобождение сознания из поглощенности его бытием, но в форме связанности его в некотором психическом образовании. Сознание свободно от бытия, но не свободно от формы своего освобождения, не свободно в психическом «конструкте» (образе, представлении, пристрастии, действии и др.). Сознание следует (перемещается) из одной поглощающей организованности в другую, но сам переход остается наивным 12Анисимов О.С. Гегель: мышление и развитие (путь к культуре мышления). М., 2000. С. 531. |