Полагающая рефлексия производит самое первое высвобождение сознания из поглощенности его бытием, но в форме связанности его в некотором психическом образовании. Сознание свободно от бытия, но не свободно от формы своего освобождения, не свободно в психическом «конструкте» (образе, представлении, пристрастии, действии и др.). Оно лишь следует (перемещается) из одной поглощающей организованности в другую, но сам переход остается наивным (бессознательным)67. Внешнее обнаружение данного перехода как раз и связано со следующей формой рефлексии. Сравнивающая рефлексия обеспечивает опознание субъектом себя в налично данном, очевидном мире и отождествление с ним. Здесь сознание впервые поднимается над каждым конкретным психологическим образованием (ощущением, образом и состоянием и др.). Сознание было связано во внешнем построении, следовательно, оно должно стать свободным и безразличным по отношению к нему, подобно тому, как оно стало свободным и безразличным по отношению к бытию. Теперь определённость явлений сознания может выступить в сравнении: это есть А и в В, но также и в С и в ... N. Сравнивающая (или рассудочная) рефлексия наиболее распространенная в современных эмпирических науках; везде, где есть организованность, везде, где есть сведение многого к одному общему знаменателю, везде, где требуется фиксация наличного бытия, там сравнивающая рефлексия является в постоянном облике как очевидность. При сравнивающей рефлексии происходит своеобразная инверсия сфер Я и не-Я: все позитивные определения не-Я оказываются определителями Я: «Я знаю это и это (Я знаком с этим); Я во всем этом. В свою очередь, не-Я истончается до нуля, не-Я больше нет есть только всепоглощающая етМатяшТ.П. Сознание какединство нерефлексивности ирефлексивности. Автореф. ...докт. филос. наук. Ростов-на-Дону, 1989. С.36. 136 |
приостанавливает, прерывает этот непрерывный поток жизни и выводит человека за его пределы. С появлением такой рефлексии связано ценностное осмысление жизни. С разрыва непосредственных связей и восстановления их на новой основе начинается и в этом заключается второй способ существования человека. Именно в этом способе, по сути дела, впервые встает проблема «уяснения самому себе своего собственного сознания» как проблема нового сознательного опыта (опыта с сознанием). 10 Гегель выделял, по крайней мере, три таких формы: полагающую, сравнивающую и определяющую. Кроме того, есть ещё более высокие формы рефлексии: синтезирующая и трансцендирующая рефлексия. Полагающая рефлексия производит самое первое отличение самости субъекта от его жизнедеятельности в широком спектре ее возможных содержаний. Полагающая рефлексия впервые разграничивает тотальное, ощущаемое, разделяя Я и не-Я, но при этом оставляя их во взаимообусловленном виде. При этом не-Я есть некоторый позитивный конгломерат событий, определяемых номинативно: это есть А; это есть В; это есть ... (область полагающей рефлексии это магия поименований), и всё это не-Я. То есть, Я здесь получает лишь негативные определения, как чистая отрицательность, как всеобщее не-Я. Полагающая рефлексия производит самое первое высвобождение сознания из поглощенности его бытием, но в форме связанности его в некотором психическом образовании. Сознание свободно от бытия, но не свободно от формы своего освобождения, не свободно в психическом «конструкте» (образе, представлении, пристрастии, действии и др.). Сознание следует (перемещается) из одной поглощающей организованности в другую, но сам переход остается наивным 12Анисимов О.С. Гегель: мышление и развитие (путь к культуре мышления). М., 2000. С. 531. (бессознательным)13* Внешнее обнаружение данного перехода как раз и связано со следующей формой рефлексии. Сравнивающая рефлексия обеспечивает опознание субъектом себя в налично данном, очевидном мире и отождествление с ним. Здесь сознание впервые поднимается над каждым конкретным психологическим образованием (ощущением, образом и, состоянием и др.). Сознание было связано во внешнем построении, следовательно, оно должно стать свободным и безразличным по отношению к нему, подобно тому, как оно стало свободным и безразличным по отношению к бытию. Теперь определённость явлений сознания может выступить в сравнении: это есть А и в В, но также и в С и в ... N. Сравнивающая (или рассудочная) рефлексия наиболее распространенная в современных эмпирических науках; везде, где есть ставшая организованность, везде, где есть сведение многого к одному общему знаменателю, везде, где требуется фиксация наличного бытия, там сравнивающая рефлексия является в постоянном облике как очевидность. При сравнивающей рефлексии происходит своеобразная инверсия сфер Я и не-Я: все позитивные определения не-Я оказываются определителями Я: «Я знаю это и это (Я знаком с этим); Я во всем этом. В свою очередь, не-Я истончается до нуля, не-Я больше нет есть только всепоглощающая очевидность, наличность данного (характерная черта полуобразованного сознания). Определяющая рефлексия впервые обнаруживает несовпадение и противоположность Я (субъект) и не-Я (объект). При определяющей рефлексии постоянно происходит отчуждение и объективирование законов субъективной деятельности, ее опредмечивание; происходит превращение позитивных определений Я в позитивные определения не-Я как независимо 13 Матяш Т.П. Сознание как единство нерефлексивности и рефлексивности. Автореферат ...д. филос. н. Ростов-на-Дону, 1989. С. 36. 28 |