Проверяемый текст
Топольская Евгения Анатольевна. Педагогическое сопровождение развития рефлексивного сознания у молодежи в учреждениях культуры (Диссертация 2010)
[стр. 137]

очевидность, наличность, данного (характерная черта полуобразованного сознания).
Определяющая рефлексия впервые обнаруживает несовпадение и противоположность Я (субъект) и не-Я (объект).
При определяющей рефлексии постоянно происходит отчуждение и объективирование законов субъективной деятельности, ее опредмечивание; происходит превращение позитивных определений Я в позитивные определения не-Я как независимо
от Я существующего объекта, сущность которого мне открывается, но 68 противостоит .
Субъектно-активные формы деятельности постоянно обнаруживаются как объектная противопоставленность, как не-Я, само же Я приобретает все большую отрицательность, «небытие».
Определяющая рефлексия осуществляется; в форме понятия, которое выступает и как форма данности некоторой объектности; и как средство его мысленного воспроизведения.
Первый момент позволяет человеку осознавать независимое от него существование объекта; второй есть акт его (объекта, но не себя) понимания.
Своеобразие такой ситуации сознания можно выразить следующим образом: «Я знаю это; и Я знаю, что знаю это; но! Я не,знаю, что Я в этом!».
Обнаружение последнего обстоятельства есть первый шаг в работе еще одной формы рефлексии.
Отрицание очевидности в своей непосредственной данности, обнаружение несовпадения Я со ставшим бытием, постоянное высвобождение из всякой поглощенности (из поглощенности всяким) есть особая форма рефлексии, и ее можно обозначить как
синтезирующую рефлексию.
Синтезирующая рефлексия собирает самоопределившуюся личность среди многого в одно.
Рассекречивая многие структуры Я как не-Я, как чуждое, наведенное, синтезирующая рефлексия обнаруживает в то же время68
68АнисимовО.С.
Акмеологическиеосновырефлексивнойсамоорганизации педагога: творчествоикультура мышления: Дис.
ввиденаучногодоклада ...докт.
психолог, наук.
М., 1994.
-С.74.

137
[стр. 28]

(бессознательным)13* Внешнее обнаружение данного перехода как раз и связано со следующей формой рефлексии.
Сравнивающая рефлексия обеспечивает опознание субъектом себя в налично данном, очевидном мире и отождествление с ним.
Здесь сознание впервые поднимается над каждым конкретным психологическим образованием (ощущением, образом и, состоянием и др.).
Сознание было связано во внешнем построении, следовательно, оно должно стать свободным и безразличным по отношению к нему, подобно тому, как оно стало свободным и безразличным по отношению к бытию.
Теперь определённость явлений сознания может выступить в сравнении: это есть А и в В, но также и в С и в ...
N.
Сравнивающая (или рассудочная) рефлексия наиболее распространенная в современных эмпирических науках; везде, где есть ставшая организованность, везде, где есть сведение многого к одному общему знаменателю, везде, где требуется фиксация наличного бытия, там сравнивающая рефлексия является в постоянном облике как очевидность.
При сравнивающей рефлексии происходит своеобразная инверсия сфер Я и не-Я: все позитивные определения не-Я оказываются определителями Я: «Я знаю это и это (Я знаком с этим); Я во всем этом.
В свою очередь, не-Я истончается до нуля, не-Я больше нет есть только всепоглощающая очевидность, наличность данного (характерная черта полуобразованного сознания).
Определяющая рефлексия впервые обнаруживает несовпадение и противоположность Я (субъект) и не-Я (объект).
При определяющей рефлексии постоянно происходит отчуждение и объективирование законов субъективной деятельности, ее опредмечивание; происходит превращение позитивных определений Я в позитивные определения не-Я как независимо
13 Матяш Т.П.
Сознание как единство нерефлексивности и рефлексивности.
Автореферат ...д.
филос.
н.
Ростов-на-Дону, 1989.
С.
36.
28

[стр.,29]

от Я существующего объекта, сущность которого мне открывается, но противостоит14.
Субъектно-активные формы деятельности постоянно обнаруживаются как объектная противопоставленность, как не-Я, само же Я приобретает все большую отрицательность, «небытие».
Определяющая рефлексия осуществляется в форме понятия, которое выступает и как форма данности некоторой объектности, и как средство его мысленного воспроизведения.
Первый момент позволяет человеку осознавать независимое от него существование объекта; второй есть акт его (объекта, но не себя) понимания.
Своеобразие такой ситуации сознания можно выразить следующим образом: «Я знаю это; и Я знаю, что знаю это; но! Я не знаю, что Я в этом!».
Обнаружение последнего обстоятельства есть первый шаг в работе еще одной формы рефлексии.
Отрицание очевидности в своей непосредственной данности, обнаружение несовпадения Я со ставшим бытием, постоянное высвобождение из всякой поглощенности (из поглощенности всяким) есть особая форма рефлексии, и ее можно обозначить как
синтезирующая рефлексия.
Синтезирующая рефлексия собирает самоопределившуюся личность среди многого в одно.
Рассекречивая многие структуры Я как не-Я, как чуждое, наведенное, синтезирующая рефлексия обнаруживает в то же время
в каждом определенном (лично мне ценном) «Я» свечение не-Я, где Я оказывается моей реализованной действительностью, а не-Я еще не ставшей, но становящейся действительностью.
Проблематизируя любое наличное состояние сознания, «синтезирующая рефлексия впервые обеспечивает выход Я за любые актуальные пределы самого себя; позволяет главное не только преодолеть 14 Анисимов О.С.
Акмеологические основы рефлексивной самоорганизации педагога: творчество и культура мышления.
Диссертация в виде научного доклада ...д.
псих.
н.
М., 1994.
С.
74.

29

[Back]