Проверяемый текст
Топольская Евгения Анатольевна. Педагогическое сопровождение развития рефлексивного сознания у молодежи в учреждениях культуры (Диссертация 2010)
[стр. 138]

в каждом определенном (лично мне ценном) «Я» свечение не-Я, где Я оказывается моей реализованной действительностью, а не-Я еще не ставшей, но становящейся действительностью.
Проблематизируя любое наличное состояние сознания, «синтезирующая рефлексия впервые обеспечивает выход Я за любые актуальные пределы самого себя; позволяет главное не только преодолеть
тесные границы очевидности, но и обнаружить становящуюся действительность как действительность самого Я» .
Синтезирующая рефлексия есть первый шаг на пути снятия структурного противостояния субъекта и объекта; объектная реальность теряет свою обособленность и независимость существования от моего сознания.
Лишь ассоциированная с Я (интегрированная в нем) она получает свою подлинную жизнь и процесс осуществления.
Трансцендирующая рефлексия.
Только теперь синтезированное «внутреннее Я» оказывается способным принять подлинную имманентность (т.е.
внутреннюю присущность) себя Миру во всех его измерениях (нравственных, эстетических, научно-теоретических, а также аксиологических, т.е.
ценностных), обнаружить укоренённость в Мире, а не только пребывание или взаимодействие с ним.
Тем самым трансцендирующая рефлексия позволяет выйти за пределы не только самого себя, но и своих отношений с миром.
В этом качестве она становится трансцендирующей рефлексией, которая, по сути, есть «расширяющееся сознание» или «рефлексивное сознание», принципиально не приуроченное к своим явлениям и не редуцируемое к ним.
Верхняя граница такой рефлексии, как хорошо видно, имеет своим пределом бесконечность.
Следует заметить, что первые
три формы рефлексии (полагающая, сравнивающая, определяющая) основное противоречие сознания разрешает69 69Развитиеисаморазвитиеличности (К 100-летнемуюбилеюА.Н.
Леонтьева): Сб.
науч.
ст./ Подред.
А.А.
Деркача.
М„ 2004.
С.257.
138
[стр. 29]

от Я существующего объекта, сущность которого мне открывается, но противостоит14.
Субъектно-активные формы деятельности постоянно обнаруживаются как объектная противопоставленность, как не-Я, само же Я приобретает все большую отрицательность, «небытие».
Определяющая рефлексия осуществляется в форме понятия, которое выступает и как форма данности некоторой объектности, и как средство его мысленного воспроизведения.
Первый момент позволяет человеку осознавать независимое от него существование объекта; второй есть акт его (объекта, но не себя) понимания.
Своеобразие такой ситуации сознания можно выразить следующим образом: «Я знаю это; и Я знаю, что знаю это; но! Я не знаю, что Я в этом!».
Обнаружение последнего обстоятельства есть первый шаг в работе еще одной формы рефлексии.
Отрицание очевидности в своей непосредственной данности, обнаружение несовпадения Я со ставшим бытием, постоянное высвобождение из всякой поглощенности (из поглощенности всяким) есть особая форма рефлексии, и ее можно обозначить как синтезирующая рефлексия.
Синтезирующая рефлексия собирает самоопределившуюся личность среди многого в одно.
Рассекречивая многие структуры Я как не-Я, как чуждое, наведенное, синтезирующая рефлексия обнаруживает в то же время в каждом определенном (лично мне ценном) «Я» свечение не-Я, где Я оказывается моей реализованной действительностью, а не-Я еще не ставшей, но становящейся действительностью.
Проблематизируя любое наличное состояние сознания, «синтезирующая рефлексия впервые обеспечивает выход Я за любые актуальные пределы самого себя; позволяет главное не только преодолеть
14 Анисимов О.С.
Акмеологические основы рефлексивной самоорганизации педагога: творчество и культура мышления.
Диссертация в виде научного доклада ...д.
псих.
н.
М., 1994.
С.
74.
29

[стр.,30]

тесные границы очевидности, но и обнаружить становящуюся действительность как действительность самого Я»15.
Синтезирующая рефлексия есть первый шаг на пути снятия структурного противостояния субъекта и объекта; объектная реальность теряет свою обособленность и независимость существования от моего сознания.
Лишь ассоциированная с Я (интегрированная в нем) она получает свою подлинную жизнь и процесс осуществления.
Трансцендирующая рефлексия.
Только теперь синтезированное «внутреннее Я» оказывается способным принять подлинную имманентность (т.е.
внутреннюю присущность) себя Миру во всех его измерениях (нравственных, эстетических, научно-теоретических, а также аксиологических, т.е.
ценностных), обнаружить укоренённость в Мире, а не только пребывание или взаимодействие с ним.
Тем самым трансцендирующая рефлексия позволяет выйти за пределы не только самого себя, но и своих отношений с миром.
В этом качестве она становится трансцендирующей рефлексией, которая, по сути, есть «расширяющееся сознание» или «рефлексивное сознание», принципиально не приуроченное к своим явлениям и не редуцируемое к ним.
Верхняя граница такой рефлексии, как хорошо видно, имеет своим пределом бесконечность.
Следует заметить, что первые
'гри формы рефлексии (полагающая, сравнивающая, определяющая) основное противоречие сознания разрешает частичным образом.
Каждая из них формирует свой феноменалистский слой сознания, рационализируемый нами с большим или меньшим успехом.
Более того, хотя становление каждой новой формы приводит к эффекту расширения сознания, но ее «энергии» как бы не хватает для превращения акта расширения в непрерывный процесс16.
15Развитие и саморазвитие личности (К 100-лстнему юбилею А.Н.
Леонтьева): Сб.
науч.
ст.
/ Под ред.
A.A.
Деркача.
М., 2004.
С.
257.
16 Ладенко И.С., Степанов С.Ю.
Рефлексивное развитие познавательно-творческой активности.
Новосибирск, 1990.
С.
38.
30

[Back]