школой и учреждением культуры, которые знают интересы аудитории и реальные состояние жизни народа. Проблема развития личности состоит еще и в том, что даже при успешной деятельности общеобразовательной школы и учреждения культуры, социально-демографической страты с ее специфическими характеристиками, интересами и потребностями, при наличии «агентов», призванных обеспечивать социализацию личности взаимодействие устанавливается только на основе предметной деятельности. Принципиальное значение для понимания деятельности радио и телевидения как коммуникативных систем и их роли в социокультурной жизни общества имеют работы французского ученого Абрама Моля, опубликованные у нас еще в 60-х начале 70-х годов163. В книге «Социодинамика культуры» автор формулирует четыре доктрины являющиеся не столько теориями, сколь практическими линиями поведения руководителей средств массовых коммуникаций. Первая (Моль называет ее демагогической) рассматривает радио и телевидение как средства реализации целей рекламодателей, вторая догматическая, нацеленная на аранжировку сообщений в духе определенной идеологии; третья эклектическая или культуралистская, которой, отвергая две первые, симпатизирует автор. Суть ее состоит в том, чтобы снабдить индивида определенными сведениями, «хорошей выборкой» в области общечеловеческой («гуманитарной») культуры и помочь делу непрерывного образования людей. От умения направлять свою деятельность в часы досуга на достижение общезначимых целей, реализацию своей жизненной программы, развитие и совершенствование своих сущностных сил, во многом зависит социальное самочувствие личности, ее удовлетворенность своим свободным временем. К специфическим чертам развития личности относится преобладание у нее поисковой, творческо-экспериментальной активности. Личность в учреждениях культуры более склонна к игровой деятельности, захватывающе 163См.: Моль Л. Теория информации и эстетическое восприятие. М., 1996. 328 |
заниматься активной деятельностью, чувствовать себя комфортно в новых социальных и экономических условиях. Молодежь в силу различных объективных причин является наиболее уязвимой социальной группой. Она наименее адаптирована к жизни, часто оказывается в довольно затруднительных ситуациях, часто представители нового поколения живут в ситуации информационного вакуума. С учетом психофизиологических особенностей молодежи пробелы социализации, ведущие к отчуждению, фрустрации, отклоняющемуся поведению, особенно актуальны. В современном обществе это создает риск, грозит перспективой социального исключения достаточно большой части общества. Молодежи трудно заявить о себе публично, тем более возможности сделать это цивилизованным способом у нее практически нет. Исследование взаимодействия средств массовой информации и учреждений культуры — одна из сложнейших проблем в педагогике. Отдельные акты не формируют социального эффекта, это происходит путем аккумуляции, накопления полученных воздействий. Наше исследование фиксирует потенциальные возможности воздействия средств массовой информации на сознание аудитории. Если при сопоставлении интересов аудитории и реального содержания публикаций средств массовой информации разница между соответствующими показателями будет существенной, то говорить о серьезном влиянии масс-медиа на общественное сознание не придется. Принципиальное значение для понимания радио и телевидения как коммуникативных систем и их роли в социокультурной жизни общества имеют работы французского ученого Абрама Моля, опубликованные у нас еще в 60-х начале 70-х годов1. В книге «Социодинамйка культуры» автор формулирует четыре доктрины, являющиеся не столько теориями, сколько практическими линиями поведения руководителей средств массовых 1См.: Моль А. Теория информации и эстетическое восприятие. М., 1996. 22 коммуникаций. Первая (Моль называет ее демагогической) рассматривает радио и телевидение как средства реализации целей рекламодателей, вторая догматическая, нацеленная на аранжировку сообщений в духе определенной идеологии; третья эклектическая или культуралистская, которой, отвергая две первые, симпатизирует автор. Суть ее состоит в том, чтобы снабдить индивида определенными сведениями, «хорошей выборкой» в области общечеловеческой («гуманитарной») культуры и помочь делу непрерывного образования людей. От умения направлять свою деятельность в часы досуга на достижение общезначимых целей, реализацию своей жизненной программы, развитие и совершенствование своих сущностных сил, во многом зависит социальное самочувствие молодого человека, его удовлетворенность своим свободным временем. К специфическим чертам молодости относится преобладание у нее поисковой, творческо-экспериментальной активности. Молодежь более склонна к игровой деятельности, захватывающей психику целиком, дающей постоянный приток эмоций, новых ощущений, и с трудом приспособливается к деятельности однообразной, специализированной. Игровая деятельность носит универсальный характер, она притягивает к себе людей практически всех возрастов и социального положения. Интерес к игровой деятельности у молодежи носит достаточно выраженный характер. Диапазон этих интересов широк и многообразен: участие в телевизионных и газетных викторинах, конкурсах; компьютерные игры; спортивные состязания. Феномен игры порождает огромный, невероятно быстро разрастающийся мир, в который молодежь погружается безоглядно. В сегодняшних непростых социально-экономических условиях мир игры оказывает серьезное влияние на молодежь. Этот мир обеспечивает молодежи прерывание повседневности. По мере потери ориентации на труд и другие ценности молодежь уходит в игру, перемещается в пространство виртуальных миров. Многочисленные 23 |