интеллектуально и эмоционально. Это представляется очень важным, ибо сценическое внимание значительно отличается от учебного на занятиях в школе. Сценическое творческое внимание дает исполнителю не просто психологический настрой, но пишу его воображению, фантазии. В ходе эксперимента был проведен первый срез развития личности участниками эксперимента выяснения отношения школьников к педагогам, осуществляющим преподавание по сценическому мастерству и режиссуре, что позволило зафиксировать следующие данные по пятибалльной системе: 1. Объясняет доступно, понятно 4. 2. Дает возможность запомнить главное 3. 3. Задаст вопросы, побуждает к дискуссии 4. 4. Дает новый материал, которого нет в учебниках и учебных пособиях 3 . 5. Стимулирует самостоятельную работу над проблемами социальнокультурной деятельности -5. 6. Дает интересный материал, приводит яркие примеры и факты 3. 7. Связывает учебный материал с практикой, с будущей профессиональной и общественной деятельностью 4. 8. Доброжелателен и тактичен в общении 3. 9. Объективен в оценке знаний, умений и навыков 4. Профессиональные и личностные качества педагога оценивались но пятибальной системе, где положительные оценки получили 58% педагогов, а 41% педагогов на один балл ниже. Полученные данные свидетельствуют о том, что до проведения экспериментальных акций отношение школьников к преподаванию сценической речи оценивалось на 3,8 балла. Составляющие элемента этюда: исходные обстоятельства, ведущее обстоятельство, задача, конфликт, событие. Оценка (неверные оценочные схемы, провоцирующие имитацию процесса и стремление к результату, так называемые, 1 3 , верные схемы, так называемые 1 2 3 ) . Сквозное действие. Сверхзадача. 359 |
Сценическое творческое внимание дает исполнителю не просто психологический настрой, но пищу его воображению, фантазии. В ходе эксперимента был проведен первый срез выяснения отношения студентов к педагогам Московского государственного университета культуры и искусств, осуществляющим преподавание сценической речи на кафедрах культурно-досуговой деятельности, режиссуры и мастерства актера, рекламы, позволил зафиксировать следующие показатели: 1. Объясняет доступно, понятно 4. 2. Дает возможность запомнить главное —3. 3. Задает вопросы, побуждает к дискуссии 4. 4. Дает новый материал, которого нет в учебниках и учебных пособиях -3 . 5. Стимулирует самостоятельную работу над проблемами учебного курса 3. 6. Дает интересный материал, приводит яркие примеры и факты 3. 7. Связывает учебный материал с практикой, с будущей профессиональной и общественной деятельностью 4. 8. Доброжелателен и тактичен в общении 3. 9. Объективен в оценке знаний, умений и навыков 4. Профессиональные и личностные качества педагога оценивались по пятибальной системе. Положительные оценки получили 58% педагогов, а 41% педагогов на один балл ниже. Полученные данные свидетельствуют о том, что до проведения экспериментальных акций отношение студентов к преподаванию сценической речи оценивалось на 3,8 балла. Здесь следует подчеркнуть, что в каждой технологии по преподаванию сценической речи есть еще два компонента: самостоятельная работа над произведением и самостоятельная работа над собой. Опыт работы, полученный в результате проведения «мастер-классов» профессоров 114 А.Д. Жаркова, Л.С. Жарковой, В.И. Козловского, В.и. Зыкова, О.Ф. Марусева, показывает, что одним из важнейших этапов преподавания сценической речи является переход от метода физических действий к методу тренажа и упражнений, где в полной мере проявляется психофизическое действие, выполняющее сценические задачи; ограниченный во времени и в пространстве, поставленные художественным руководителем курса. Составляющие элементы этюда: исходные обстоятельства, ведущее обстоятельство, задача, конфликт, событие. Оценка (неверные оценочные схемы, провоцирующие имитацию процесса и стремление к результату, так называемые, 1 3 , верные схемы, так называемые 1 2 3 ) . Сквозное действие. Сверхзадача. Многообразие педагогических методов преподавания сценической речи диктуется самим многообразием форм ее существования. Важно, чтобы эти методы были ориентированы на конкретного студента, учитывали его возможности и особенности дарования. Именно в этом и состоит смысл системы, созданной К.С. Станиславским. Опираясь на систему К.С. Станиславского и опыт ведущих отечественных ученых и педагогов Сарычевой и т.д., диссертантка совместно с художественным руководителем курсов разработала модуль, по которому проходил экспериментальное преподавание дисциплины «Сценическая речь». Это: понимать и верно определять событие, непрерывно и активно оценивать предлагаемые обстоятельства, выделяя в них ведущие и сопутствующие; идти к цели разнообразно и продуктивно; каждое занятие надо все проходить заново, не вспоминая вчерашние средства и былые достижения; выстраивать и вести непрерывный внутренний текст, овладевать внутренним монологом; 115 |