Многообразие педагогических методов преподавания сценической речи диктуется самим многообразием форм ее существования. Важно, чтобы эти методы были ориентированы на конкретного студента, учитывали его возможности и особенности дарования. Именно в этом и состоит смысл системы, созданной К.С. Станиславским. Опираясь на систему К.С. Станиславского и опыт ведущих отечественных ученых и педагогов Сарычевой и т.д., диссертант совместно с художественным руководителями курсов кафедре культурно-досуговой деятельности разработала модуль, по которому проходил экспериментальное преподавание сценарного мастерства и режиссуры. В эксперимент включало: понимание верно определять событие, непрерывно и активно оценивать предлагаемые обстоятельства, выделяя в них ведущие и сопутствующие; идти к цели разнообразно и продуктивно; каждое занятие надо все проходить заново, не вспоминая вчерашние средства и былые достижения; выстраивать и вести непрерывный внутренний текст, овладевать внутренним монологом; соединять постижение авторского замысла с индивидуальным человеческим опытом студента; «зависеть» от партнера, доверять ему и учиться у него; самостоятельно выстраивать внутреннюю последовательность и логику поступков, создавать верное сценическое самочувствие; постоянно наблюдать, обогащать эмоциональную память впечатлениями жизни; постичь слово как инструмент действия, как манок чувства, как способ передачи и внедрения собственных внутренних видений, переживаний; понять и почувствовать многие проблемы, связанные со словесным действием. 360 |
А.Д. Жаркова, Л.С. Жарковой, В.И. Козловского, В.и. Зыкова, О.Ф. Марусева, показывает, что одним из важнейших этапов преподавания сценической речи является переход от метода физических действий к методу тренажа и упражнений, где в полной мере проявляется психофизическое действие, выполняющее сценические задачи; ограниченный во времени и в пространстве, поставленные художественным руководителем курса. Составляющие элементы этюда: исходные обстоятельства, ведущее обстоятельство, задача, конфликт, событие. Оценка (неверные оценочные схемы, провоцирующие имитацию процесса и стремление к результату, так называемые, 1 3 , верные схемы, так называемые 1 2 3 ) . Сквозное действие. Сверхзадача. Многообразие педагогических методов преподавания сценической речи диктуется самим многообразием форм ее существования. Важно, чтобы эти методы были ориентированы на конкретного студента, учитывали его возможности и особенности дарования. Именно в этом и состоит смысл системы, созданной К.С. Станиславским. Опираясь на систему К.С. Станиславского и опыт ведущих отечественных ученых и педагогов Сарычевой и т.д., диссертантка совместно с художественным руководителем курсов разработала модуль, по которому проходил экспериментальное преподавание дисциплины «Сценическая речь». Это: понимать и верно определять событие, непрерывно и активно оценивать предлагаемые обстоятельства, выделяя в них ведущие и сопутствующие; идти к цели разнообразно и продуктивно; каждое занятие надо все проходить заново, не вспоминая вчерашние средства и былые достижения; выстраивать и вести непрерывный внутренний текст, овладевать внутренним монологом; 115 соединять постижение авторского замысла с индивидуальным человеческим опытом студента; «зависеть» от партнера, доверять ему и учиться у него; самостоятельно выстраивать внутреннюю последовательность и логику поступков, создавать верное сценическое самочувствие; постоянно наблюдать, обогащать эмоциональную память впечатлениями жизни; постичь слово как инструмент действия, как манок чувства, как способ передачи и внедрения собственных внутренних видений, переживаний; понять и почувствовать многие проблемы, связанные со словесным действием. На кафедре культурно-досуговой деятельности получены следующие результаты. 1) Какие из изучаемых разделов: дыхание, дикция, орфоэпия, логика, стихосложение, вас наиболее заинтересовали? (подчеркнуть) 2) Что дают Вам занятия в формировании Вас как личности? (Ответ в произвольной форме) «С хорошей речью я могу работать на любой должности». 3) Хотели бы Вы более глубоко изучить историю предмета? Речь в театре Др. Греции, ораторы Др. Рима и Др. Греции, театр Возрождения и другие национальные театры. 116 Да Нет Не уверен 74% 20% 6% |