Резко вырос у школьников интерес к режиссуре театрализованных представлений и программ. Если в начале эксперимента лишь 51% опрошенных школьников понимал важность и необходимость изучения этих предметов, то к концу эксперимента эта цифра увеличилась до 97%. Сравнение качественных и количественных показателей в экспериментальной и контрольной группах дает основание полагать, что предложенная модель развития личности является достаточно эффективной, а принципы ее формирования должны стать стратегическими ориентирами для овладения школьниками базовыми структурными компонентами. Анализ так же позволяет сделать вывод, что развитие вербального мышления в ходе эксперимента включало в себя: развитие различных видов и типов мышления (наглядно-образного, абстрактно-логического, ассоциативного и т.д.); развитие когнитивных умений (выделять существенные свойства предметов, делать правильные выводы из фактов); формирование способности у личности осуществлять перенос операций и приемов мышления из одной области деятельности в другую (из сценарно-драматургической в режиссерскую, из изобразительного или музыкального искусства в словесное действие и т.п.). Углубленный анализ всех базовых структурных компонентов личности (школьника) и выставленных по всем позициям баллов позволяет увидеть качественный скачок, произошедший в экспериментальной группе. Особенно важно отметить такие позиции как освоение художественного образа, аллегории, метафоры, являющиеся принципиально важными в режиссерской деятельности школьников. Если в контрольной группе эти показатели были оценены соответственно в 4,4 и 4,6 балла, то в экспериментальной группе в 9,6 и 9,2 балла. На этом аспекте хочется особо заострить внимание, так как при безусловной важности сценарного мастерства, так необходимых режиссерам в художественно-педагогической деятельности, тем не менее, из них следует выделить наиболее существенные. На наш взгляд, это позиции: 368 |
Приводимые в таблицах данные, наглядно демонстрируют, что качественные изменения в личности студента, происходящие в результате проводимого на протяжении пяти лет эксперимента по формированию речевой культуры, стали проявляться со второго семестра. Трудно, а порой и невозможно с достаточной уверенностью зафиксировать динамику изменения уровня речевой культуры. Но уже через год после начала художественно-педагогического эксперимента (на втором курсе), появились все основания констатировать существенные изменения в студенческих работах связанных со словесным действием, требующих от режиссера специфических навыков речевой культуры. Резко вырос в глазах студентов престиж предметов, связанных с речевой культурой режиссеров театрализованных социально-культурных программ —«Культура речи и риторика», «Словесное действие», «Мастерство ведущего». Если в начале эксперимента лишь 51% опрошенных студентов понимал важность и необходимость изучения этих'предметов, то к концу эксперимента эта цифра увеличилась до 97%. Сравнение качественных и количественных показателей в экспериментальной и контрольной группах дает основание полагать, что предложенная модель обучения речевой культуре является достаточно эффективной, а принципы ее формирования должны стать стратегическими ориентирами для овладения студентами базовыми структурными компонентами. Анализ так же позволяет сделать вывод, что развитие вербального мышления в ходе эксперимента включало в себя: развитие различных видов и типов мышления (нагляднообразного, абстрактно-логического, ассоциативного и т.д.); развитие когнитивных умений (выделять существенные свойства предметов, делать правильные выводы из фактов); формирование способности осуществлять перенос операций и приемов мышления из одной области деятельности в другую (из сценарно124\ драматургической в режиссерскую, из изобразительного или музыкального искусства в словесное действие и т.п.). Углубленный анализ всех базовых структурных компонентов речевой культуры и выставленных по всем позициям баллов позволяет увидеть качественный скачок, произошедший в экспериментальной группе. Особенно важно отметить такие позиции как № 9 —образность (аллегоричность, метафоричность) вербального решения и № 10 —владение речевой трансформацией, являющиеся принципиально важными в режиссерской деятельности выпускников. Если в контрольной группе на V курсе позиции № 9,10 были оценены соответственно в 4,4 и 4,6 балла, то в экспериментальной группе в 9,6 и 9,2 балла. На этом аспекте хочется особо заострить внимание, так как при безусловной важности всех базовых компонентов речевой культуры, так необходимых режиссерам в художественно-педагогической деятельности, тем не менее, из них следует выделить наиболее существенные. На наш взгляд, это позиции: № 4 умение перевести режиссерский замысел на язык вербального действия, № 5 динамика вербального решения и сценического воплощения, позиция № 8 —драматургическая логика, позиция № 9 образность и, наконец, позиция № 10 —владение речевой трансформацией. Сравнительный анализ всех таблиц по контрольным и экспериментальным группам дает нам возможность зафиксировать значительное повышение уровня речевой культуры в них на протяжении всего эксперимента (см. табл. № 12). 1 2 5 |