Репродуктивный уровень творческих способностей участников экспериментальной группе снизился с 54,3% до 18,7%, а креативный уровень повысился с 14,3% до 42,45%. Следует заметить, что мы не ставили перед собой задачу исследования творческих способностей школьников. Глубокие трактовки способностей даются в многочисленных работах авторов указанных нами во введении. Гем не менее, изучение данных работ позволило нам при разработке парадигмального подхода как важнейшего фактора обеспечения целостного технологического процесса развития личности в условиях общеобразовательной школы выдвинуть на первый план приоритет личности и создать условия для индивидуальнонеповторимого развития. 371 |
культуры практически не оказалось, но произошло значительное увеличение их количества на среднем и высоком уровнях. В приведенных в диссертации таблицах хорошо прослеживается динамика, из которой видно, что в результате разработанной и внедренной диссертанткой авторской технологии, в экспериментальной группе эффективность формирования речевой культуры повысилась в сравнении с контрольной на 27,62%. Результаты теоретического анализа и опытно-экспериментального исследования подтвердили в целом выдвинутую нами гипотезу. Его результативность проявилась в развитии не только эстетических взглядов и вкусов студентов экспериментальной группы, но и в укрепление интереса к самостоятельной творческой деятельности. Студенты экспериментальной группы активно включились в исследовательскую работу по проблемам речевых жанров сценических искусств (написание докладов, рефератов и т.д.). Целенаправленная деятельность педагога в экспериментальной группе оказала заметное влияние как на отдельные параметры творческих способностей (формирование эмоционально-образной сферы сознания, развитие информационной сферы и самостоятельных способов действия), так и на творческие способности студента в целом. Репродуктивный уровень творческих способностей в экспериментальной группе снизился с 54,3% до 18,7%, а креативный уровень —повысился с 14,3% до 42,45%. Следует заметить, что мы не ставили перед собой задачу исследования творческих способностей студентов. Глубокие трактовки способностей даются в многочисленных работах авторов указанных нами во введении. Тем не менее, изучение данных работ позволило нам при разработке художественно-педагогических принципов речевой культуры учитывать, что «врожденными могут быть лишь анатомофизиологические особенности, то есть задатки, которые лежат в основе развития способностей, сами же способности являются всегда результатом развития» [56, с. 10]. 127 |