Следовательно, эффективность деятельности специалиста социальнокультурной деятельности во многом зависит от степени овладения им технологией социально-культурной деятельности, содержание которой составляет компетентный анализ конкретной ситуации, разработка иреализация проектов и программ, оптимизирующих основные составляющие развития личности. Как показало исследование в настоящее время социально-культурная инфраструктура представлена конкретной номенклатурой институтов воспитания. Поэтому здесь возможны нормативы, подлежащие планированию и соответствующему проектному обеспечению. Проектные решения в сфере развития социально-культурной инфраструктуры могут включать: совершенствование и переориентацию деятельности традиционных учреждений культуры в соответствии с сегодняшними задачами культурной политики; создание новых типов учреждений культуры, способствующих решению задач социально-культурного развития территории (например, проекты центров традиционной народной культуры, домов народного творчества, клубов-музеев, национально-культурных центров и т.п.). В качестве самостоятельного направленияпроектной социальнокультурной деятельности по отношению к региональной инфраструктуре можно рассматривать через развитие индустрии досуга, что требует другого рода проектных решений и соответствующих финансовых вливаний. Для этого необходимо осуществить насыщение рынка товарами спортивнокультурного назначения, оптимизирующими индивидуальный и семейный досуг; активизировать строительство аттракционов, детских площадок, игротек, спортивных и культурных центров. В дальнейшем важно создать, условия для качественной социально-культурной деятельности на различных уровнях: квартира жилой дом двор микрорайон район город. Это позволит каждому жителю возможность широкого выбора содержания, форм и методов проведения досуга в зависимости от интересов, физического 392 |
социокультурного пространства России и :• субъектов федерации (мезоуровень) и региональное социально-культурное развитие: регионов (микроуровень), включая локальные социумы городов и поселений. Анализ сложившейся практики социально-культурного проектирования в Орловской области позволяет утверждать о достаточно высокой разработки технологий в деятельности учреждений культуры по развитию личности. При создании модели социально-культурного проектирования личности в учреждениях культуры региона характеризующегося интегративной направленностью, комплексной целостностью, иерархичностью сопряжения социальных и культурных процессов, диссертантом была зафиксирована; динамика развития, профессиональной компетентности специалистов учреждений культуры. При этом основными компонентами модели выступают: педагогический процесс, уровни и этапы непрерывного социально-культурного менеджмента', системы и подсистемы, научно-методическогообеспечения^ субъекты проектировочной деятельности,.-оценка, результат. Следовательно, эффективность: деятельности^ специалиста социально-культурной деятельности во многом зависит от степениовладения им. технологией;» социально-культурного проектирования, содержание которой составляет компетентный анализ конкретной ситуации, разработка и реализацияпроектов и' программ, оптимизирующих основные-составляющие раззития личности в учреждениях культуры.. • v . . i Социально-культурная инфраструктура . Орловского . региона представлена конкретной номенклатурой учреждений культуры: Поэтому здесь, возможны.V нормативы,. ' подлежащие , планированию; и соответствующему проектному обеспечению. Проектные решения в сфере развития инфраструктуры могут включать: совершенствование и переориентацию деятельности традиционных учреждений культуры в соответствии с сегодняшними задачами культурной политики. Создание новых типов учреждений культуры, способствующих решению задач 165 социально-культурного развития территории (например, проекты центров традиционной народной культуры, домов народного творчества, клубовмузеев, национально-культурных центров и т.п.). В качестве самостоятельного направления проектной социальнокультурной деятельности по отношению к региональной инфраструктуре можно рассматривать через развитие* индустрии досуга, что требует другого рода проектных решений и соответствующих культурно-досуговых программ. Для этого необходимо осуществить насыщение рынка товарами спортивно-культурного назначения, оптимизирующими индивидуальный и семейный досуг; строительство аттракционов, детских площадок, игротек, спортивных и культурных центров. В-дальнейшем важно создать условия для качественной социально-культурной деятельности на различных уровнях: квартиражилой дом двор микрорайон район город. Это позволит каждому жителю возможность широкого выбора содержания, форм и методов проведения досуга в зависимости от интересов, физического состояния, материальных возможностей и т.д.).* Социально-культурное проектирование это-и совокупность субъектов деятельности: носители идей, инициатив, технологий, традиций направленных на личность. Определение проблемной ситуации уже позволяет: делать личность потенциальным или реальным участником социально-культурных проектов и программ. Учреждение культуры это конкретная территория, которая является своеобразным субъектом историко-культурной самобытности, уникальности. В процессе социально-культурного проектирования еще важно знать и учитывать факторы, которые . составляют 'историко-культурную самобытность конкретного региона. Это традиции, предания, обычаи, обряды, праздники, игры, музыкальное и поэтическое творчество; народная педагогика, наличие памятников истории и культуры, уникальные природноландшафтные зоны; этнокультурная специфика; человеческий потенциал и т.д. Поэтому: регион как конкретная территория выступает в качестве субъекта различного рода проблем социальных, социально |