Проверяемый текст
Чирков, Роман Сергеевич. Слияния (поглощения) в механизме образования интегрированных корпоративных структур (Диссертация 2005)
[стр. 144]

гичных производств, а также обеспечении устойчивости и стабильности промышленного, финансово-кредитного и научно-конструкторского секторов.
Следует согласиться с мнением ряда авторов, что для России 90-х гг.
XX в.
были харакгерны слияния типа конца XIX начала XX в., вызванные недостаточным уровнем концентрации и обострением конкуренции на международном рынке в добывающих отраслях промышленности.
Это
повлияло на картелизацию ряда отраслей: нефтяной, газовой, металлургической, пищевой, фармакологической.
Ради самосохранения участники ФПГ вынуждены были действовать вопреки принципам функционирования сложившейся финансово-производственной системы (преобладание финансово-спекулятивных операций над производственными), которые должны были обеспечить ее жизнеспособность.

Первоначальный этап становления российских интегрированных струкгур характеризовался не столько внутренним ростом приобретением специфических активов с использованием собственных и заёмных средств, сколько внешним, осуществляемым за счёт приобретения (присоединения) новых хозяйственных субъектов, чаще бессистемным, в условиях ускоренной приватизации.
Если в развитых странах процесс
реорганизации путём слияний в последние десятилетия отражал исчерпание внутренних источников накопления, то в России он происходит на фоне разрушения хозяйственных связей, затруднения использования внутренних источников накопления, передела собственности.
Неразвитость рыночных
институгов информационного, правового и финансового обеспечения воспроизводственных процессов закрепили разобщенность положения и неопределенность предприятий, затруднили межотраслевой перелив капитала, привели к росту издержек.
Специфика российской практики слияний определяла типы и характер организационного развития финансово промышленных структур.
Характерным признаком российских интегрированных структур была слабость капитальных связей: у 75% групп так и не были развиты связи в системе капитала, у 22% отсутствовала ясность в структурных связях.
Не случайно из официально зарегистрированных ФПГ 5% оказались изначально недееспособными, а 30% групп лишь соблюдали определенную формальность отношений.
Как и предсказывали специалисты, ФПГ стали превращаться в крупные промышленные структуры, меняя
[стр. 69]

воспроизводственными особенностями развития.
Для России были характерны слияния типа конца XIX начала XX вв., вызванные недостаточным уровнем концентрации и обострением конкуренции на международном рынке в добывающих отраслях промышленности.
Это
подстегнуло картелизацию ряда отраслей: нефтяной, газовой, металлургической, пищевой, фармакологической.
В условиях обеспечения сверхприбылей ФПГ создавались при определяющей роли финансово-спекулятивного ядра.
Даже объединения крупных промышленных предприятий стремились к объединению с финансовыми структурами не ради обеспечения потребностей расширенного воспроизводства, а выкачивания денег из производственного сектора и перераспределения их в финансовый, более прибыльный.
Ради самосохранения участники ФПГ вынуждены были действовать вопреки принципам функционирования сложившейся финансовопроизводственной системы (преобладание финансово-спекулятивных операций над производственными), которые должны были обеспечить ее жизнеспособность.

По существу с самого начала формирования финансово-промышленных групп закладывались основы разрушения системы капитала.
Механизм производства оказался несовместим с финансовым механизмом.
Не получив внутреннего импульса развития, не обеспечив единства и согласованности действий участников группы, ФПГ были вынуждены идти на внешние слияния, так и не обеспечив самовоспроизводства системы по собственной логике.
Первоначальный этап становления российских ФПГ характеризовался не столько внутренним ростом приобретением специфических активов с использованием собственных и заемных средств, сколько внешним, осуществляемым за счет приобретения (присоединения) новых хозяйственных субъектов, чаще бессистемным, в условиях ускоренной приватизации.
Если в развитых странах процесс
слияний последние десятилетия отражал исчерпание внутренних источников накопления, то в России он происходит на фоне разрушения хозяйственных связей, затруднения использования внутренних источников накопления, передела собственности.
Неразвитость рыночных
институтов информационного, правового и финансового обеспечения воспроизводственных процессов закрепили разобщенность положения и неопределенность предприятий, затруднили межотраслевой перелив капитала, привели к росту издержек и разрыву во времени и пространстве процессов купли продажи.
Результатом развития российских ФПГ стала их слабость.
У 75% групп так и не были развиты связи в системе капитала, у 22%
нет ясности в структурных 69

[стр.,145]

мегаслияния, активизируются банковские слияния, не отстают в процессе гигантских слияний и другие финансовые институты.
Корпорации не делают упор на быстрое финансовое обогащение, сделки осуществляются за счет собственного капитала, мотивируются конкретной стратегией покупателя при преодолении барьеров внутреннего роста.
С начала 90-х гг.
XX ст.
российской экономике в полной мере присущи объединительные процессы, можно выделить два этапа слияний (поглощений).
Первый этап начинается с формирования таких интегрированных корпоративных структур как финансово-промышленные группы (ФПГ).
Их создание изначально преследовало цели выживания в условиях разрушения старой системы хозяйствования и традиционных связей.
Ради самосохранения ФПГ вынуждены были действовать вопреки принципам функционирования финансовопроизводственной системы.
Механизм производства оказался несовместим с финансовым механизмом.
Не получив внутреннего импульса развития, не обеспечив единства и согласованности действий участников группы, ФПГ были вынуждены идти на внешние слияния, так и не обеспечив самовоспроизводства системы по собственной логике.
Первоначальный этап становления российских ФПГ характеризовался не столько внутренним ростом приобретением специфических активов с использованием собственных и заемных средств, сколько внешним, осуществляемым за счет приобретения (присоединения) новых хозяйственных субъектов, чаще бессистемным, в условиях ускоренной приватизации.
Августовский кризис 1998 года изменил направленность российских слияний, которые всегда отражают общую логику макроэкономических событий.
Рухнула пирамида государственных краткосрочных облигаций (ГКО), правительство объявило дефолт, началась серия банкротств крупных банков.
Крах банковской системы привел к тому, что большинство ФПГ были вынуждены пересмотреть свой состав.
У 65% банков, входящих в ФПГ, были отозваны лицензии.
Кризис заставил предприятия ориентироваться на реальный сектор.
Вызвал усиление технологической и географической диверсификации.
Проявилась специфика российской действительности региональные структуры начали сливаться с местными органами власти.
Практика подтвердила тот факт, что слияния, возникающие не на подъеме экономики, а на спаде, преследующие цели выживания, восстановления старых хозяйственных связей, искусственно подгоняемые государственным регулированием, рано или поздно должны быть пересмотрены.
145

[Back]