Проверяемый текст
Чирков, Роман Сергеевич. Слияния (поглощения) в механизме образования интегрированных корпоративных структур (Диссертация 2005)
[стр. 147]

ния и присоединения», которое законодательно оформило процедуру концентрации финансового капитала, реорганизации российской банковской системы применительно к новым условиям.
Российские интегрированные корпоративные структуры, формирующиеся на основе специфических методов слияний, за короткий срок превратились в реальную экономическую силу.
Однако
экспансионистская политика компаний и поспешные слияния имели ряд последствий: так как не было обеспечено равенство возможностей развития для всех хозяйственных структур, а также ограничен свободный доступ к экономическим ресурсам, то возникла неравномерность распределения в пользу добывающей промышленности и финансового сектора; непредсказуемость развития и иетранспарентность деятельности усиливали спекулятивные тенденции, ограничивали перелив финансового капитала в промышленное производство; оказалась подорвана основа экономического роста за счёт внутреннего накопления; интеграционные процессы ориентировались на краткосрочную выгоду; часто реорганизация путём слияния совершалась в целях последующей перепродажи активов, объединение капиталов и предприятий использовались в чисто спекулятивных целях; на процесс слияний влияло небольшое количество крупных интегрированных структур, определяющих условия и объёмы сделок; сформировался определенный тип акционера, отличающегося низким уровнем знаний в вопросах управления хозяйственной деятельностью, что, в свою очередь, было вызвано невысокой правовой культурой, отсутствием знаний в области корпоративного права79; сформировалась неэффективная система инсайдерского контроля, контрольные пакеты акций были сосредоточены в руках менеджмента, границы между собственниками и менеджерами были размыты.
Данный период изобилует примерами нарушений прав
акционеров, не получающих доступа к информации.
Именно в этот период прозвучало требование 79 Хотя Закон "Об акционерных обществах" был уже принят (1996 г), приняты и первые главы Гражданского Кодекса РФ.
147
[стр. 72]

владельцам, которых окрестили олигархами, по дешевке достались самые перспективные предприятия России.
На залоговых аукционах в течение трех недель государство передало в частные руки предприятия, формирующие пятую часть федерального бюджета и выдающие зарплату миллиону человек.
Однако, корпоративные структуры в целом оказались не готовы для решения стратегических задач интеграции.
Сказались консерватизм, неспособность и нежелание промышленников сотрудничать с финансовыми институтами, в лице которых они привыкли видеть только источник дешевого и доступного кредита.
Промышленникам с самого начала было трудно перестроиться на самостоятельную работу и необходимость доказывать способность к этой работе, что проявилось и в неумении составить перспективный инвестиционный проект.
Промышленные предприятия оказались втянутыми в легкую наживу торгово-посреднических операций.
Устранение государства от контроля за их расходами привели к постоянному отсутствию оборотных средств и забвению необходимости образования амортизационного фонда как основы накопления производительного капитала.
Систематическое безденежье промышленников поставило их сразу в неравные условия с банками, которые ориентировались на рыночные механизмы воспроизводства, участвовали в крупномасштабных сделках и международном сотрудничестве.
Накопленный опыт помогал банкам не только быть в курсе экономических событий, но и повышать требовательность к управленческой, финансовой и учетной деятельности.
К тому же неприятие общественностью крупных банковских структур, жесткое государственное регулирование заставляло мобилизовать усилия.
Даже процесс слияний в банковской сфере Центробанк РФ пытался взять под контроль, о чем свидетельствует положение “Об особенностях реорганизации банков в форме слияния и присоединения”, которое законодательно оформило процедуру концентрации финансового капитала, реорганизации российской банковской системы применительно к новым условиям.
От регулирования слияний государство практически самоустранилось, промышленное производство оказалось предоставлено самому себе в условиях распада хозяйственных связей, лишения привычных источников накопления.
Неподготовленные к международному сотрудничеству промышленники были выбиты из привычной колеи, а вот представители добывающей промышленности, не растерявшие связи, устремились на международный рынок.
Выяснилось, что только банки располагали необходимыми денежными средствами для присоединений функционирующих предприятий.
Сырьевые монополии, обладающие свободными денежными средствами и понимающие ограниченные возможности инвестирования в рамках основного бизнеса в условиях падения 72

[стр.,75]

Российские ФПГ, формирующиеся на основе специфических методов слияний, за короткий срок превратились в реальную экономическую силу, однако агрессивная экспансионистская политика слияний имела ряд неожиданных последствий: так как не было обеспечено равенство возможностей развития для всех хозяйственных структур, а также ограничен свободный доступ к экономическим ресурсам, то возникла клановость, усугубляющая неравномерность распределения в пользу сырьевиков, банковских и криминальных структур; непредсказуемость развития и неинформированность усилили спекуляцию, и хотя доходы формировались достаточно быстро, никто не торопился превращать их в производственный капитал; оказалась подорвана основа экономического роста за счет внутреннего накопления; интеграционные процессы ориентировались на краткосрочную выгоду, преобладала финансово-спекулятивная направленность; часто слияния совершались в целях перепродажи, метод объединения капитала и предприятий использовался в чисто спекулятивных целях; 75

[стр.,76]

процесс слияний стал зависеть от узкого круга лиц, чаще заинтересованных в ускоренном получении прибыли, а не в развитии производства; сформировался определенный тип мелкого акционера, отличающегося редкой пассивностью в вопросах управления хозяйственной деятельностью, что, в свою очередь, было вызвано как низкой правовой культурой, отсутствием знаний в области корпоративного права1, так и низкой мотивацией, рядовые акционеры практически не получали дивиденды2; контрольные пакеты акций были сосредоточены в руках менеджмента, границы между директором и менеджерами были размыты при полном отсутствии контроля за их деятельностью; в корпоративные структуры вовлекалась местная администрация, государственная собственность использовалась для частного присвоения; данный период изобилует примерами нарушений прав мелких (миноритарных) акционеров, акционеры не получали доступа к информации, откровенно попирались права голоса и финансовые права.
Российская практика слияний середины 90-х гг.
XX ст.
это полное предание забвению рядового акционера.
Именно в этот период впервые прозвучало требование соблюдать правила корпоративного управления, что, естественно, не вызывало понимания менеджмента большинства крупных корпоративных структур.
Необходимо отметить, что уже в этот период начинает происходить определенное упорядочение структуры акционерного капитала, под процессом слияний подводится соответствующая нормативно-правовая база, получает толчок к развитию фондовый рынок, развивается рынок страхования.
Августовский кризис 1998 года изменил направленность российских слияний, которые всегда отражают общую логику макроэкономических событий.
Рухнула пирамида государственных краткосрочных облигаций (ГКО), правительство объявило дефолт, началась серия банкротств крупных банков.
Крах банковской системы привел к тому, что большинство ФПГ были вынуждены пересмотреть свой состав.
У 65% банков, входящих в ФПГ, были отозваны лицензии.
Кризис заставил предприятия ориентироваться на реальный сектор.
1 Хотя Закон "Об акционерных обществах" был уже принят (1996 г.), приняты и первые главы гражданского Кодекса РФ.
2Существовала огромная разница в доходности привилегированных и обыкновенных акций.
Например, еще до деноминации годовое общее собрание акционеров ОАО “Оренбургнефть” решило выплатить дивиденды из расчета на одну 40-рублевую привилегированную акцию 2100 руб., а на одну 40-рублевую обыкновенную акцию 40 руб.2т.е.
доходность привилегированной акции выше в 52 раза.
У кого привилегированные акции, еще и определял политику предприятия.
76

[Back]