Проверяемый текст
Чирков, Роман Сергеевич. Слияния (поглощения) в механизме образования интегрированных корпоративных структур (Диссертация 2005)
[стр. 95]

попытка получения контроля над финансово-хозяйственной деятельностью или активами компании-цели при сопротивлении руководства и владельцев компании.
До сих пор нет попытки дать четкую формулировку объединительных процессов и в нормативно-правовой базе, явно отстающей от хозяйственной практики.
Толкование и процедура слияний, имеющих место в российской экономике, определены в Гражданском кодексе РФ и Законе РФ
«Об акционерных обществах».
Ст.
58 ГК РФ гласит, что
«при слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом».
В соответствии со
ст.
16 Закона РФ «Об акционерных обществах», слиянием обществ признается возникновение нового общества путем передачи ему всех прав и обязанностей двух или нескольких обществ с прекращением последних.
Общества, участвующие в слиянии, должны заключить договор о слиянии, где определяется порядок и условия слияния и порядок конвертации акций каждого общества в акции нового акционерного общества, формирующих систему капитала.
Совет директоров выносит данный вопрос на обсуждение общего собрания акционеров обществ, участвующих в предполагаемой сделке, где и утверждается договор о слиянии и об утверждении передаточного акта.

Утверждение устава и выборы совета директоров вновь возникающего общества проводятся-на совместном общем собрании акционеров обществ, участвующих в слиянии.
Подробное описание технической стороны процедуры слияния вызвано тем, что процесс образования любой корпоративной структуры, по сути, отражает слияние в соответствии с российским законодательством.
Хотя в мировой практике этот процесс часто можно определить как консолидацию капитала, когда из двух и более хозяйствующих равноценных субъектов возникает новое
общество.
Определённое расхождение в определении интеграционных процессов наблюдается и в использовании термина «присоединение», под которым в соответствии с п.1 ст.
17 Закона РФ «Об акционерных обществах» признается прекращение одного или нескольких обществ с передачей всех их прав и обязанностей другому обществу.
В
российском законодательстве понятие «поглощение» отсутствует.
В зарубежной терминологии речь идет о слияниях (поглощениях).
Терминология дело сложное.
Присоединение как бы дружественная сделка, осуществляемая
95
[стр. 23]

с руководством корпорации зашли в тупик.
В США в первой половине 1980-х гг.
не менее половины поглощений можно охарактеризовать как дружественные: условия купли-продажи опирались на предварительное соглашение между корпорацией-покупателем и ее советом директоров, с одной стороны, и менеджментом поглощаемой компании (компании-цели) с другой.
В некоторых случаях дружественные поглощения могут и не предусматривать предварительных переговоров.
Как уже отмечалось, в качестве бизнес-термина под враждебным поглощением (захватом) понимается попытка получения контроля над финансовохозяйственной деятельностью или активами компании-цели при сопротивлении руководства компании.
До сих пор нет попытки дать четкую формулировку объединительных процессов и в нормативно-правовой базе, явно отстающей от хозяйственной практики.
Толкование и процедура слияний, имеющих место в российской экономике, определены в Гражданском кодексе РФ и Законе РФ
“Об акционерных обществах”.
Ст.
58 ГК РФ гласит, что
“при слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом”.
В соответствии с
Законом РФ “Об акционерных обществах” ст.
16 слиянием обществ признается возникновение нового общества путем передачи ему всех прав и обязанностей двух или нескольких обществ с прекращением последних.
В чем смысл процедуры слияний по российскому законодательству? Общества, участвующие в слиянии должны заключить договор о слиянии, где определяется порядок и условия слияния и порядок конвертации акций каждого общества в акции нового акционерного общества, формирующих систему капитала.
Совет директоров выносит данный вопрос на обсуждение общего собрания акционеров обществ, участвующих в предполагаемой сделке, где и утверждается договор о слиянии и об утверждении передаточного акта.

А устав и выборы совета директоров вновь возникающего общества проводятся на совместном общем собрании акционеров обществ, участвующих в слиянии.
Подробное описание технической стороны процедуры слияния вызвано тем, что процесс образования любой корпоративной структуры, по сути отражает слияние в соответствии с российским законодательством.
Хотя в мировой практике этот процесс часто можно определить как консолидацию капитала, когда из двух и более хозяйствующих равноценных субъектов возникает новое
(см.
ст.
7 Закона РФ “О финансово-промышленных группах”).
23

[стр.,24]

Такое расхождение в определении интеграционных процессов наблюдается и в использовании термина присоединение, под которым в соответствии со ст.
17 п.1.
Закона РФ “Об акционерных обществах” признается прекращение одного или нескольких обществ с передачей всех их прав и обязанностей другому обществу.
В
зарубежной терминологии речь идет о слияниях (поглощениях).
Терминология дело сложное.
Присоединение как бы дружественная сделка, осуществляемая
с одобрения акционеров, а поглощение подразумевает захват компании против ее воли.
Что происходит в российской действительности, осуществляются ли у нас только дружественные присоединения или все-таки акционеры не всегда согласны на такую сделку? Достаточно вспомнить громкие скандалы в алюминиевой промышленности, отстаивание своих интересов акционерами и руководством Новолипецкого металлургического комбината.
То есть говорить только о мирном присоединении, которое, конечно, имеет, и будет иметь место, значит, искажать картину формирования корпораций.
Поглощения (в т.ч.
и против воли акционеров) будут нарастать по мере ожесточения конкурентной борьбы и к ним надо быть готовым и государству, чтобы ослабить накал конкурентной борьбы, а не становиться на сторону той или иной группы; и самим хозяйственным субъектам.
На практике приходится сталкиваться с необходимостью выделения типов слияний, которые можно классифицировать как горизонтальные, вертикальные или конгломератные1.
Горизонтальная интеграция это объединение конкурентов.
Горизонтальная интеграция имеет место в одной отрасли.
Возникающая компания сосредоточивает у себя значительные экономические ресурсы, что создает преимущества в снабжении и сбыте, определяя монопольное положение на рынке данного образования.
Однако ни государство, ни общество не потерпят захвата отрасли одной структурой, поэтому горизонтальная интеграция в начале XX в.
была ограничена антимонопольным законодательством.
Многие горизонтальные слияния осуществляются беспрепятственно при определенной либерализации экономической политики, но в любой момент могут быть оспорены на основании антитрестовского законодательства.
В современной российской практике объединительных процессов они имели широкое распространение.
Во-первых, это было вызвано итогами приватизации, во-вторых, недостаточным уровнем концентрации капитала в ряде отраслей, в-третьих, неотрегулированностью антимонопольного законодательства, не приспособленного к современным 1В основе классификации лежит анализ тенденций концентрации и централизации капитала, о чем речь шла в предыдущем параграфе.
24

[Back]