Проверяемый текст
Осипов, Александр Владимирович; Девиационные факторы в формировании и деятельности политических элит (Диссертация 2005)
[стр. 33]

воспользовались наиболее консолидированные и склонные к теневым коммерческим практикам группы.
1.2.
Ценностная дезинтеграция, социальная и психологическая аномия: аксиологический контекст развития криминогенных процессов Особое значение для анализа процесса криминализации имеют его социокультурные основания.
Необходимо исследовать те предпосылки в культуре общества, которые определяют и выражают его специфические социокультурные характеристики, а также восприятие и оценку обществом морально-нравственных
норм.
П.
Сорокин, глубоко исследовавший специфику социокультурных сдвигов в аспекте ценностей, пишет: «Периоды перехода от одной фундаментальной формы культуры и общества к другой, когда рушится здание старой культуры, а новая структура еще не возникла, когда социокультурные ценности становятся почти полностью “атомизированными”, и конфликт между ценностями различных людей и групп становится особенно непримиримым, неизбежно порождают борьбу особой интенсивности, отмеченную широчайшей вариативностью форм.
В решках общества она принимает в дополнение к другим конфликтам форму роста преступности...»'1.
Сорокин трактовал общественный кризис как утрату социокультурной «суперсистемой» единого вектора ментальной жизни.
Это означает ценностную дезинтеграцию и «моральную поляризацию» общества.
Можно с уверенностью утверждать, что в контексте такого кризиса многие личности ослабляют или даже вовсе утрачивают способность к17 17 Сорокин П.А.
Кризис нашего времени //Американская социологическая мысль.
М., 1996.С.356.
33
[стр. 58]

ГЛАВА 2.
ПОРЕФОРМЕННЫЙ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ КРИЗИС КАК КРИЗИС ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭЛИТЫ 2.1.
Ценностная дезинтеграция общества и стратегическая слабость политической элиты Особое значение для анализа кризиса российской политической элиты имеют его социокультурные основания.
Необходимо исследовать те предпосылки в культуре общества, которые определяют и выражают его специфические социокультурные характеристики, а также восприятие и оценку обществом морально-нравственных
последствий деятельности политической элиты.
Общество с высоким уровнем социального кризиса с точки зрения субъективного состояния большинства акторов представляет собой, используя известную метафору Т.
Гоббса, войну всех против всех.
В таком обществе нет согласия относительно базовых ценностей и целей, как нет и согласованного проекта будущего.
Описывая догосударственное состояние человеческого общества, Гоббс пишет: “Все люди не только дурны...
Они рождаются животными...
Естественным состоянием...
<их является>...
война всех против всех, и во время этой войны у всех есть право на всё...
Люди...
стремятся выйти из этого несчастного...
состояния, но это оказывается возможным лишь в том случае, если они по взаимному соглашению откажутся от своего права на всё”.30 Тем самым мы оказываемся перед лицом основной проблематики социологии, некогда вполне справедливо названной Т.
Парсонсом «Гоббсовой проблемой».
Гоббсова проблема — это вопрос о возможности социального порядка при взаимодействии множества изолированных своекорыстных индивидов.
Социальная интеграция, объединение разнонаправленных 30 ГЪббс Т.
О г р а ж д а н и н е .
М ., 1 9 8 9 .
Т .
I .
С .
2 7 9 — 2 8 0 .
58

[Back]