Сформированный эпохой принудительного единомыслия, утверждает Ю.А. Левада, "советский" человек остается и надолго останется двойственным, приспособленным к отеческой заботе со стороны власти и готовым скорее к "единодушному" одобрению (или отрицанию), чем к ответственному действию и самостоятельной мысли27. Важный аспект трансформации социетальных ценностей составляет обесценивание идеалов демократии. Необходимо в этой связи отметить негативные последствия характерной для элиты девяностых годов переоценки роли демократии в обществе. Демократия понималась не только как желательная форма политического устройства, но и как самый адекватный путь установления более справедливого и эгалитарного общества. Через десять лет слово «демократы» стало ругательным. Лишения, коррупция чиновников и политиков, очевидные промахи и ошибки лидеров, невыполненные обещания привели к дискредитации в глазах широких масс демократических идей и ценностей, к разочарованию в возможностях демократического пути развития для России. Практические результаты политических и экономических реформ сформировали у народа пессимистические настроения, недоверие ко всем демократически ориентированным политическим силам. Возникла ностальгия по советскому прошлому, по «сильной руке», что вновь вызвало рост авторитарных тенденций и настроений, получивших идеологическое оформление в признании неготовности российского общества к демократии, непригодности западных моделей политического устройства для России. Выяснилось, в частности, что формирование гражданского общества и правового государства предполагает длительный путь эволюционного развития, исключающий стремительный успех реформ. Институты демократического политического устройства не могут 27 Л евада Ю.А. От мнений к пониманию: социологические очерки, 1993-2000. М: Московская школа политических исследований, 2000. 47 |
грозящие индивидам на этом пути. Обрисовываемый ею круг форм поведения изменчив в зависимости от рассматриваемого общества. Но даже в одном и том же конкретном обществе этот круг не постоянен, а подвержен изменению в соответствии с обновлением культуры. Таким образом, тенденция общего снижения значимости различных моральных норм действительно существует, причем основную долю снижения дают нормы институционализированные, прежде всего, зафиксированные в законодательстве. Тем не менее, данные этого исследования нс отражают обвального падения морали, как это можно было предполагать, исходя из довольно тревожных общих оценок. Более того, полученные данные позволяют судить о мировоззрении россиян в целом, особенно в сфере частной жизни, как о вполне корректном в моральном отношении. Однако и здесь не все так однозначно. Ю. А. Левада, рассматривая моральный облик современного россиянина, развивает концепцию принципиальной двойственности ("двоемыслия") советского и постсоветского человека как социально-антропологического типа, то есть его способность придерживаться двух противоположных убеждений. В своих намерениях и действиях это — "человек лукавый". Сформированный эпохой принудительного единомыслия, утверждает 10. А. Левада, "советский" человек остается и надолго останется двойственным, приспособленным к отеческой заботе со стороны власти и готовым скорее к "единодушному" одобрению (или отрицанию), чем к ответственному действию и самостоятельной мысли33. Важный аспект трансформации социетальных ценностей составляет обесценивание идеалов демократии. Необходимо в этой связи отметить негативные последствия характерной для элиты девяностых годов Федерации. Институт комплексных социальных исследований РАН. Российский независимый институт социальных и национальных проблем. М , 2002. 33 Левада IO.A. От мнений к пониманию: социологические очерки, 1993-2000. М.: Московская школа политических исследовании, 2000. 64 переоценки роли демократии в обществе. Демократия понималась не только как желательная форма политического устройства, но и как самый адекватный путь установления более справедливого и эгалитарного общества. Через десять лет слово «демократы» стало ругательным. Лишения, коррупция чиновников и политиков, очевидные промахи и ошибки лидеров, невыполненные обещания привели к дискредитации в глазах широких масс демократических идей и ценностей, к разочарованию в возможностях демократического пути развития для России. Практические результаты политических и экономических реформ сформировали у народа пессимистические настроения, недоверие ко всем демократически ориентированным политическим силам. Возникла ностальгия по советскому прошлому, по «сильной руке», что вновь вызвало рост авторитарных тенденций и настроений, получивших идеологическое оформление в признании неготовности российского общества к демократии, непригодности западных моделей политического устройства для России. Выяснилось, в частности, что формирование гражданского общества и правового государства предполагает длительный путь эволюционного развития, исключающий стремительный успех реформ. Институты демократического политического устройства не могут эффективно функционировать без опоры па гражданское общество и развитое правосознание рядовых акторов, и их фактическое бессилие еще способствовало разочарованию масс в идеалах демократии. К тому же формальные демократические институты и правила игры ие дали достаточных возможностей для реального включения в политические процессы основной массы населения, не обеспечили эффективного контроля над властью и ее подотчетности обществу. Результатом стало растущее отчуждение общества от политики и власти, равнодушие к исходу выборов всех уровней. 65 78. Кулик А.Н. Российская многопартийность: модель догоняющей политической модернизации // Профессионалы за сотрудничество. М., 2000. Вып. 4. 79. Кушпип В. Движущие силы эволюции национальной экономики // Экономист. 2003. №8. 80. Лапина Г.П. Реструктуризация российского общества и расстановка политических сил // Рос. соц.-полит. вестник. М., 2000. N i. С.2-6, (Политическая элита: Фрагменты социального портрета). 81. Лапина П.10. Формирование современной российской элиты (Проблемы переходного периода). М., 1995. 82. Лапина Н., Чирикова А. Региональные элиты РФ: модели поведения и политические ориентации. М.: ИНИОН, 1999. 83. Лапкин В.В. В поисках России политической. // Кентавр. 1999. К» 8. 84. Левада 10.А. От мнений к пониманию: социологические очерки, 1993-2000. М.: Московская школа политических исследований, 2000. 85. Левада 10. Феномен власти в общественном мнении: парадоксы и стереотипы восприятия. // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. М., 1998, № 5 (37). Сентябрь-октябрь. 86. Либман Г.И., Варбузов А.В., Сухарева Э.О. Проблемы политических элит в российском обществе// Социально-политический журнал. 1997. №5. С.79-90. 87. Локосов В.В. Трансформация социетальных систем: опыт реформ в современной России: Автореф. дисс... докт. социол. наук. М., 2002. 135 |