Проверяемый текст
Архипов, Сергей Иванович; Субъект права : Теоретическое исследование (Диссертация 2005)
[стр. 33]

Сущность и основные характеристики субъекта права С.
И.
Архипов видит в том, что это высшая правовая инстанция, одновременно созидающая образы права, правовые идеалы; творящая правовые законы, заключающая договоры, вырабатывающая правовые обычаи; выступающая участником всех правоотношений, всех правовых процессов, осуществляющая правовую деятельность, реализующая и применяющая принятые с его участием нормы права; являющаяся носителем правовой культуры, всех правовых ценностей.
Из активной творческой, созидательной роли исследуемого предмета субъекта права автор делает вывод радикального характера: не субъект существует для права, а право существует для субъекта и определяется им .
Он тот, кем определяется весь правопорядок, все существующие правовые нормы, связи и правоотношения.

Главная идея, в которой заключается сущность
субъектного прав это идея творца или создателя всего правового .
Помимо вопросов соотношения субъектов права и правосубъектности, С.
И.
Архипов в своей монографии уделяет большое значение классификации субъектов права.
В отличие от традиционного их деления на физические и юридические лица, он выделяет три вида: человека как единой правовой личности и производные от него субъекты права: физических лиц и юридических лиц, включая государство и другие социальные образования, формально не наделенные правами юридического лица.
При этом человеку отводится роль первичного и исходного субъекта права, соединяющего в себе как частноправовые, так и публично-правовые функции.
Человек рассматривается как основатель, творец государства, частных корпораций и всей системы права .
Несмотря на ключевое значение понятия «субъект права» для всех отраслей права, оно до сих пор остается сравнительно малоисследованной ‘Архипов, С.
И.
Субъект права: теоретическое исследование [Текст] / А.
С.
Архипов.
СПб.
: Юрид.
центр Пресс, 2004.
С.
105.
2Там же.
С.
106.
3 Лавренюк, А.
В.
Субъекты публичного права: теоретике-правовое исследование: теоретико-правовое исследование [Текст] / А.
В.
Лавренюк : автореф.
дис.
на соиск.
учен.
степ.
канд.
юрид.
наук.
М., 2007.
С.
9.
33
[стр. 46]

рационально деиндивидуализированный характер, оказываются оторванными, изолированными от человека, существуют как будто бы сами по себе.
В этом смысле форма юридического лица требует, чтобы правовая воля человека, его правовое сознание были «рафинированы», очищены от личностных, психологических моментов, правовых эмоций, чувств, переживаний и т.д.
Она предполагает то, что из правового сознания, поступков человека должны быть извлечены необходимые ей рациональные элементы, сам человек для нее есть лишь носитель, обладатель требуемых для существования юридического лица правовых качеств.
Можно предположить, что субъект права как таковой возникает именно тогда, когда создается организующая правовые качества человека форма, когда он начинает в себе различать правовое от неправового, разграничивать правовую сферу коммуникации от всех остальных, когда он начинает мыслить и относиться к себе абстрактно.
Для признания наличия субъекта права момент правового обособления, правовой автономизации имеет существенное значение.
В теории права, в отраслевых юридических науках нередко возникают споры по данному основанию, в частности, по вопросу правосубъектности филиалов, представительств организаций юридических лиц, по должностным лицам, трудовым коллективам и т.д.
Здесь важно учитывать то обстоятельство, что правовое обособление, правовая автономизация субъектов права касается не отдельных сторон, аспектов их существования (например, имущественной сферы), а охватывает все или почти все сферы правовой «жизнедеятельности».
Логическим завершением данного процесса должно быть появление в праве самостоятельного правового лица, способного от своего имени участвовать в правовой коммуникации, выражать в ней свою собственную волю.
Таким образом, субъект права представляет собою неразрывное единство правовой формы и содержания.
Его нельзя сводить лишь к одному из этих элементов, когда субъект права отождествляется с правовой формой, то он оказывается «мертвой» правовой конструкцией, лишенной содержания; напротив, когда его отождествляют с некоторой совокупностью прав и обязанностей, правоотношений или, например, с правовыми действиями, актами правового поведения, то он оказывается чемто неопределенным, неоформленным, неперсонифицированным.
В этом случае его можно отождествлять с любой правовой ролью, правовой функцией или правовой целью.
Лишь в единстве правовой формы и содержания субъект права представляет собою правовую целостность, В философии, социальных науках со времен Платона принято, исследуя предмет, определять его сущность («идею»).
Возможно ли определить сущность субъекта права, если да, то в чем она выражается? При установлении сущности субъекта права, на наш взгляд, нельзя подходить к нему как к чему-то, определяемому извне, а в целевом плане как чему-то, существующему для права.
Такой подход представляется принципиально неприменимым к субъекту права, он является методологически некорректным.
Не субъект существует для права, а право существует для субъекта и определяется им.

В этом заключается суть отношения субъекта права ко всему правовому.
Не правовые нормы или правоотношения, права или обязанности являются исходными моментами, основаниями, объясняющими сущность субъекта права, а сам субъект есть объясняющее начало для всего правового.
Он есть система правовых координат, исходная точка отсчета для всех правовых явлений, В праве для него нет родовых понятий, посредством которых его можно было бы определить.
Сводить субъекта права лишь к участнику правоотношений, исполнителю предписаний правовых норм, носителю юридических прав и обязанностей недопустимо, так как это означает, по сути, отказ от определения действительной сущности субъекта права.
Субъект для права есть не только (и не столько) внешний центр правовых отношений, место приложения прав и обязанностей, к которому тянутся множество правовых нитей, связей, вокруг которого протекают различные правовые процессы.
Его нельзя отождествлять с правосознанием, с совокупностью правовых представлений, чувств, эмоций, переживаний.
Тем более его недопустимо сводить к части, стороне, элементу юридического процесса или к носителю, хранителю правовой культуры.
Главная идея, в которой заключается сущность
субъекта права, с нашей точки зрения, это идея творца или создателя всего правового.
Это идея созидающей в праве свободы.
Субъект права выражает в себе созидающее, активное начало в праве, это то лицо, чьим сознанием и деятельностью создается, творится право, чьи идеалы и устремления реализуются в праве.
Он тот, кем определяется весь правопорядок, все существующие правовые нормы, связи и правоотношения.

Он источник и цель всякого права.
В этом смысле субъект права, стоящая за ним правовая личность, есть правовой абсолют.
Разделяя мысль И.
Канта о том, что право это самое святое, что есть у Бога на земле’”’^, на нащ взгляд, источник этой святости следует искать именно в субъекте права, в правовой личности человека.
В своем правовом существовании в качестве индивида или юридического лица (субъекта права) человек действительно становится подобным творцу всего земного и приобщается к процессу созидания пусть не первой, но второй природы.
Отсюда, на нащ взгляд, можно объяснить, почему субъект права одновременно есть центр

[Back]