Проверяемый текст
Чекушина, Татьяна Владимировна; Правовые основы взаимодействия Центрального банка Российской Федерации с федеральными органами государственной власти (Диссертация 2004)
[стр. 83]

банке Российской Федерации (Банке России)» гласит: «Банк России в пределах полномочий, предоставленных ему Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, независим в своей деятельности.
Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не имеют права вмешиваться в деятельность Банка России по реализации его законодательно закрепленных функций и полномочий,
принимать решения, противоречащие настоящему Федеральному закону» .
В Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» закреплены
также и организационные принципы Центрального банка, сущность которых заключается в том, что Банк России образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления.
Такой принцип подчинения (только по вертикали) проявляется в системе территориальных учреждений Банка России, которые не имеют статуса юридического лица и права принимать решения нормативного характера, а также выдавать гарантии и поручительства, вексельные и другие 2 обязательства без разрешения Совета директоров .
Таким образом, организационная структура Центрального банка РФ не связана ни с административно-территориальным делением, ни с государственным устройством в целом.
Звеньями вертикальной структуры управления
Банка России наряду с центральным аппаратом являются территориальные учреждения.
При этом в ст.
85 указанного федерального закона говорится: «По решению Совета директоров территориальные учреждения Банка России могут создаваться в регионах, объединяющих
О территории нескольких субъектов Российской Федерации» .
Центральном банке Российской Федерации (Банке России) [Текст]: федер.
закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ : ред.
от 07.02.2011 // Собр.
законодательства РФ.
2002.
-№ 28.
ст.
2790.
2 Нестерова, Н.
М.
Некоторые аспекты правового положения территориальных учреждений Банка России
[Текст] / Н.
М.
Нестерова// Государство и право.
2002.
№ 1.
С.
101.
Центральном банке Российской Федерации (Банке России) [Текст] : федер.
закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ ; ред.
от 07.02.2011 // Собр.
законодательства РФ.
2002.
№ 28.
ст.
2790.
83
[стр. 42]

Функциональная (институциональная) независимость определяется, вопервых, положением центрального банка в системе органов государственной власти страны, его включённостью в систему разделения властей государства, а во-вторых, обозначает ту степень свободы принятия решений, при которой центральный банк может направлять свою денежнокредитную политику на определенные законом цели .
Как уже отмечалось, независимость Банка России закреплена на конституционном уровне.
Конституция Российской Федерации, наделяя Центральный банк Российской Федерацией исключительными полномочиями на осуществление денежной эмиссии и полномочиями по выполнению основной функции защиты и обеспечения рубля особо закрепляет положение о том, что Банк России независим от органов государственной власти (п.2 ст.75 Конституции Российской Федерации).
Федеральное законодательство конкретизирует это конституционное положение.
Так в ст.
1 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»1 сказано: «Банк России в пределах полномочий, предоставленных ему Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, независим в своей деятельности.
Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не имеют права вмешиваться в деятельность Банка России по реализации егозаконодательно закрепленных функций и полномочий,
а принимать решения, противоречащие настоящему Федеральному закону» .
Говоря об институциональной (функциональной) независимости Центрального банка Российской Федерации, нельзя не сказать и о том, что в определенной мере гарантом такой независимости является правильность построения его организационной структуры.
Под правильностью 102Немецкий Федеральный банк.
Денежная политика Федерального банка.
Франкфурт-на-Майне.
1994.
С.
197.
103Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10 июля 2002 г.
в ред.
от 29 июня 2004 г.
И СЗ РФ.
2002.
№ 28.Ст.
2790; 2003_№2.
Ст.
157; № 52 (ч.1).Ст.ст.
5032, 5029, 5038; 2004.
№ 27.Ct.2711.
104 Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) от 10 июля 2002 гЛ СЗ РФ.
2002.
№28.
Ст.2790.
42

[стр.,43]

организационной структуры понимается её адекватность потребностям экономического развития и благосостояния общества .
Как справедливо отмечает А.
Г.
Братко: «По экономическому критерию можно выделить две разновидности структуры Центрального банка.
Первая разновидность —это Ф административно ориентированная структура, отражающая построение органов государственной и местной власти.
При этом государство и местные власти вторгаются в процессы экономического саморегулирования, что в общем-то чревато возрастанием коррупции.
Вторая разновидность —это экономически ориентированная структура Центрального банка.
Основой здесь являются системные связи между хозяйствующими субъектами, учет экономических интересов и потребностей населения и юридических лиц в регионе» .
Банк России не имеет двойного подчинения и сохраняет исключительно вертикальную структуру управления.
В Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» закреплены
принципы организации Банка России, один из которых: Банк России образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления.
Этот принцип отражает специфику регулируемых денежно-кредитных отношений.
Принцип подчинения только по вертикали проявляется
и в том, что территориальные учреждения Банка России не имеют статуса юридического лица и права принимать решения нормативного характера, а также выдавать гарантии и поручительства, вексельные и другие обязательства без разрешения 107 Совета директоров .
Таким образом, закон исключает саму возможность двойного подчинения для любых структур Банка России.
Следовательно, организационное построение Банка России не связано с административно-территориальным делением и даже с государственным устройством в целом.
Согласно ст.
83 105Братко А.Г.
Центральный банк в банковской системе России.
М., 2001.
С.
127-128.
Братко А.
Г.
Концепция региональной организации Банка России // Бизнес и банки, 1998, № 21-22.
107 Нестерова Н.М.
Некоторые аспекты правового положения территориальных учреждений Банка России//Государство
и право, 2002, № 1.
С.
101; См.
также: Бородина М.Н.
Правовое регулирование деятельности территориальных учреждений Центрального банка Российской Федерации.
Саратов, 2001.С.
5-20.
43

[стр.,44]

действующего Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» звеньями вертикальной структуры управления наряду с центральным аппаратом являются территориальные учреждения.
При этом в ст.
85 указанного федерального закона говорится: «По решению Совета директоров территориальные учреждения Банка России могут создаваться в регионах, объединяющих территории нескольких субъектов Российской Федерации».

Конкретизация данной нормы содержится в Положение о территориальных учреждениях Банка России от 29 июля 1998 г.
№ 46-П .
Представляется, что реализация принципа экономического районирования при организационном построении Банка России в рамках административной реформы, во-первых, позволит полнее учитывать экономические особенности организации и деятельности кредитных учреждений в экономических районах России, во-вторых, будет способствовать проведению централизованной единообразной и однозначной денежно-кредитной политики на всей территории страны, а в-третьих, обеспечит реальную независимость территориальных учреждений Банка России от влияния со стороны органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
При этом, по нашему мнению, в процессе укрупнения экономических регионов должны учитываться хозяйственные связи субъектов экономики и интересы населения и юридических лиц.
Следующий аспект независимости центрального банка экономическая (инструментальная) независимость.
Такая независимость предполагает самостоятельность центрального банка в проведении активных и пассивных операций и использовании инструментов и методов денежно-кредитной политики109.
Относительно инструментальной независимости Банка России следует отметить, что анализ ст.
35 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» указывает на наличие в распоряжении Банка России основных (традиционных для национальных 108Документ опубликован не был.
СПС «КонсультантПлюс».
104Немецкий Федеральный банк.
Денежная политика Федерального банка.
Франкфурт-на-Майне, 1994.
С.198.
44 а

[Back]