Проверяемый текст
Чекушина, Татьяна Владимировна; Правовые основы взаимодействия Центрального банка Российской Федерации с федеральными органами государственной власти (Диссертация 2004)
[стр. 98]

принимать совместные решения.
Это относится и к Совету директоров Банка России и к Национальному банковскому совету .
В качестве вывода можно выдвинуть предположение, что публичный характер деятельности Центрального банка РФ требует конкретизации и усиления ответственности последнего за принимаемые им в сфере управления денежно-кредитной системой решения.
Это возможно
путем законодательного закрепления позитивной ответственности Банка России, а также последовательного закрепления наряду с «коллегиальной ответственностью» индивидуальной ответственности должностных лиц Банка России за принимаемые решения.
Далее в структуре организационно-правовых принципов, отвечающих за эффективность системы взаимодействия Центрального банка Российской Федерации как особого субъекта права с федеральными органами государственной власти, можно выделить принцип гласности и прозрачности деятельности Центрального банка Российской Федерации и федеральных органов государственной власти в денежно-кредитной сфере.
Необходимость выделения
данного принципа взаимодействия обоснована совокупностью определенных составляющих, присущих Центральному банку Российской Федерации, таких как: • публичный характер деятельности Банка России; • особый правовой статус Банка России; • наделение Банка России широкими государственно-властными полномочиями; • наделение Банка России независимостью от федеральных органов государственной власти.
1 Чекушина, Т.
В.
Правовые основы взаимодействия Центрального банка Российской Федерации с федеральными органами государственной власти [Текст] : дис.
на соиск.
учен.
степ.
канд.
юрид.
наук / Т.
В.
Чекушина.
Саратов, 2004.
С.
66.
98
[стр. 6]

анализ правового регулирования взаимоотношений Центрального банка Российской Федерации и федеральных органов судебной власти; анализ правовых положении, закрепляющих порядок взаимодействия Центрального банка Российской Федерации и федеральных органов государственной власти в процессе разработки и реализации единой государственной денежно-кредитной политики; анализ полномочий Центрального банка Российской Федерации в сфере валютного регулирования и валютного контроля и их соотношения с полномочиями федеральных органов государственной власти в этой сфере; выявление путей совершенствования правового обеспечения взаимодействия Банка России с федеральными органами государственной власти в ходе противодействия легализации доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма; анализ путей совершенствования правотворчества и правоприменительной деятельности в сфере банковского регулирования и банковского надзора.
Проблемы взаимодействия Центрального банка Российской Федерации с органами государственной власти, правового положения и сущности Банка России, вопросы его независимости, ответственности частично рассматривались в работах таких видных учёных и практиков как А.Г.
Братко, А.Ю.
Викулин, ЯЛ.
Гейвандов, О.Н.
Горбунова, Е.Ю.Грачёва, Ю.А.
Крохина, О.М.Олейник, Е.Н.
Пастушенко, Т.Г.
Сырбу, Г.А.
Тосунян, Н.И.
Химичева, А.М.
Экмалян.
Однако комплексное исследование системы взаимодействия Центрального банка Российской Федерации с федеральными органами государственной власти произведено впервые.
Важное значение для написания настоящей диссертации имели также исследования представителей административного права и финансового права по вопросам государственного управления, финансовой деятельности

[стр.,38]

К конституционным принципам указанного взаимодействия относятся: принцип независимости Центрального банка Российской Федерации, его подотчётности и подконтрольности федеральным органам представительной власти и легитимности его деятельности в сфере управления денежнокредитной системой.
Указанные принципы либо прямо установлены Конституцией Российской Федерации, либо вытекают непосредственно из её положений и получают дальнейшее закрепление и развитие в федеральных законах.
Обусловленность содержания указанных принципов конституционноправовыми нормами позволяет определить их особую значимость в процессе правового обеспечения взаимодействия Центрального банка Российской Федерации с федеральными органами государственной власти.
К организационно-правовым принципам, характеризующим организационно-правовые связи внутри системы взаимодействия Центрального банка Российской Федерации с федеральными органами государственной власти представляется возможным отнести: принцип ответственности Центрального банка Российской Федерации, а также гласности и прозрачности деятельности Центрального банка Российской Федерации и федеральных органов государственной власти в сфере управления денежно-кредитной системой.
Организационные принципы также закреплены законодательством, от их соблюдения также зависит успех и эффективность указанного * взаимодействия, но конституционные принципы по своей значимости играют первостепенную роль в организации системы взаимодействия Центрального банка Российской Федерации с федеральными органами государственной власти.
В этой связи представляется необходимым рассмотреть их в первую очередь.
Важнейшим конституционным принципом, на основе которого должно строиться взаимодействие Центрального банка Российской Федерации с федеральными органами государственной власти, является принципФ независимости Центрального банка Российской Федерации.


[стр.,67]

последнего за принимаемые им в сфере управления денежно-кредитной системой решения.
Это возможно
путём законодательного закрепления позитивной ответственности Банка России, а также последовательного закрепления наряду с «коллегиальной ответственностью» индивидуальной ответственности должностных лиц Банка России за принимаемые решения.
Следующим организационно-правовым принципом, лежащим в основе построения эффективной системы взаимодействия Центрального банка Российской Федерации с федеральными органами государственной власти, является принцип гласности и прозрачности деятельности Центрального банка Российской Федерации и федеральных органов государственной власти в денежно-кредитной сфере.
Необходимость выделения
указанного принципа обусловлена публичным характером деятельности Центрального банка Российской Федерации, наделением его широкими государственно-властными полномочиями по вопросам, представлящим огромный интерес для всего российского общества, а также независимостью от федеральных органов государственной власти.
Указанный принцип призван гарантировать направленность деятельности Банка России на достижение общего блага.
Как справедливо отмечает Д.
Кьеза, «чем меньше гласности, чем меньше число вовлечённых в принятие решения, тем меньше демократии и выше риск, что кто-нибудь обведёт остальных вокруг 174 пальца» .
В последние годы международными финансовыми организациями разработаны и введены в действие основные требования и стандарты, закрепляющие рекомендуемые нормы обеспечения прозрачности в * деятельности центральных банков и финансовых органов.
Кодекс надлежащей практики по обеспечению прозрачности денежно-кредитной и финансовой политики принят организациями Международного валютного фонда (МВФ) в 67 174 Кьеза Д.
Прощай Россия! Москва, 1997.
С.
149.
I

[Back]