101 Авторитет и положительный личный пример преподавателя по своей значимости во много раз превосходит декларативные формы призывов и убеждений. Однако многие преподаватели недостаточно общаются с учениками и студентами во внеучебное время, не стремятся оказать на них влияние своим личным примером, не знают эмоционального и реального отношения их к обучению, их потребностно-мотивационной сферы и ценностных ориентаций. В структуру личностно -духовного фактора, являющегося основным в формировании активности личности, мы относим образовательные и культурные потребности, интересы, мотивы, цели, ценностные ориентации; выбор профессии и удовлетворенность ею; преподавание своего предмета; осведомленность о предстоящих воспитательных задачах; осознание необходимости наличия знаний об этнической социализации подростков и соответствующих умений и навыков; отношение к национальной культуре; психологическую и методическую готовность к организации работы в поликультурной среде учащихся и самооценку уровня этой подготовленности и др. Значительную роль в этнической социализации подростков играют социально-демографические и этнические факторы, составляющими которых являются возраст, пол, семейное положение, национальные традиции и культура. Факторы, определяющие успешность этнической социализации подростков, изучались нами в источниках зарубежной и отечественной литературы, путём анкетирования и опросов респондентов (преподавателей и учителей, выступавших в качестве экспертов, и студентов педвузов) в ходе констатирующего эксперимента. Из-за большого количества их выборки (более 500) было произведено ранжирование выделение наиболее значимых в контексте исследуемой проблемы (см. прилож. 1). Полученный материал способствовал вычленению этнокультурных проблем, которые были классифицированы как языковые, поведенческие и возникшие в результате отсутствия педагогического взаимопонимания и взаимодействия. |
77 сти во много раз превосходит декларативные формы призывов и убеждений. » Однако многие преподаватели недостаточно общаются с учениками и студентами во внеучебное время, не стремятся оказать на них влияние своим личным примером, не знают эмоционального и реального отношения их к обучению, их потребностно-мотивационной сферы и ценностных ориентаций. В структуру личностно духовного фактора, являющегося основным в формировании активности личности, мы относим образовательные и культурные потребности, интересы, мотивы, цели, ценностные ориентации; выбор профессии и удовлетворенность ею, преподавание своего предмета, осведомА ленность о предстоящих воспитательных задачах; осознанность необходимости наличия знаний о межкультурной коммуникации и соответствующих умений и навыков; отношение к культуре, психологическую и методическую готовность к организации работы в поликультурной среде учащихся и самооценку этой подготовленности и др. Значительную роль в формировании межкультурной коммуникации иг* рают социально-демографические и этнические факторы, составляющими которых являются возраст, пол, семейное положение, национальные традиции и культура и др. Факторы, определяющие развитие межкультурной коммуникации, изучались нами в источниках зарубежной и отечественной литературы, путём анкетирования и опросов респондентов (преподавателей и учителей, выступавших в качестве экспертов, и студентов педвузов) в ходе констатирующего эксперимента. Из-за большого количества их выборки (более 600), было произведено ранжирование выделение наиболее значимых в контексте исследуемой проблемы (см. прилож. 1). Полученный материал способствовал вычленению межкультурных проблем, которые были классифицированы как языковые, поведенческие и возникшие врезультате отсутствия педагогического взаимопонимания и взаимодей4 ствия. Проведённый опрос (см. табл. 3) указал на существование у студентов |