139 Идущие в современном обществе процессы глобализации и демократизации инициируют развитие взаимодействий между различными культурами и народами. В этих условиях усиливается значимость культурологической составляющей гуманистического образования, которое рассматривается как процесс духовного становления личности. Процесс вхождения человека в культуру своего народа определяется терминами этническая социализация, или инкулътурация. Под этнической социализацией понимается воздействие менталитета этноса на человека, приобщение его к истории, культуре, родному языку, традициям своего народа, в процессе которого им осознается своя национальная принадлежность. В результате теоретического исследования проблемы было проанализировано содержание этнической социализации подростков и определены наиболее характерные её черты. С позиций культурной антропологии рассмотрено развитие этнокультуры во всех её аспектах: образ жизни, восприятие мира, менталитет, национальный характер, повседневное поведение и т.д. Это позволило выявить особенности взаимодействий и контактов различных видов человеческих культур, обозначить направления развития культуры посредством педагогической коммуникации. В процессе этнической социализации индивид осваивает присущие этносу миропонимание и поведение, в результате чего формируются его когнитивное, эмоциональное и поведенческое сходство с представителями данной культуры и отличие от представителей других культур. Конечный результат этого процесса —этнокультурная личность, компетентная в культуре народов, в языке, традициях, ритуалах, ценностях и т.п. В контексте нашего исследования для решения проблем этнической социализации подростков были рассмотрены возможности организации педагогической поддержки развитию этнокультурной личности. Одной из значимых ЗАКЛЮЧЕНИЕ |
85 w Современные глобальные общественно-политические и экономические перемены в мире привели к резкому увеличению интереса к культуре других народов, иностранным языкам, что сопровождается изучением и сопоставлением обычаев, традиций, нравов разных народов. Межкультурная коммуникация является результатом происходящего в России процесса интеграции культур, вызванного естественным ходом развития современной информационной цивилизации. А Для методологического обоснования содержания феномена межкульурной коммуникации нами проанализировано содержание таких её составляющих, как «культура», «коммуникация». С позиций культурной антропологии рассмотрено развитие культуры во всех ее аспектах: образ жизни, восприятие мира, менталитет, национальный характер, повседневное поведение и т.д. Это позволило выявить взаимодействие и контакты различных видов человеческих „ культур, обозначить направления развития культуры посредством общения и коммуникации. Различные интерпретации термина «коммуникация» дают основания сделать вывод о том, что данный термин имплицитно подразумевает наличие связей между людьми и определяется как акт общения. Обзор отечественной и зарубежной литературы показал, что понятие межкультурной коммуникации вызывает множество споров и дискуссий в научной литературе и среди специалистов-практиков. Синонимами его являются кросс-культурная, интеркультурная, межэтническая коммуникация, а также понятие межкультурной * интеракции и ряд других. В результате теоретического исследования проблемы были определены наиболее характерные черты межкультурной коммуникации. В частности, отмечено, что для межкультурной коммуникации необходима принадлежность отправителя и получателя сообщения к разным культурам. Для нее также не1 обходимо осознание участниками коммуникации культурных отличий друг Заключение по первой главе 171 ЗАКЛЮЧЕНИЕ Идущие в современном обществе процессы глобализации и демократизации инициируют развитие взаимодействий между различными культурами и народами. В этих условиях усиливается значимость культурологической составляющей гуманистического образования, которое рассматривается как процесс духовного становления личности. Успех решения проблемы приобщения детей к национальным и общечеловеческим ценностям, воспитания культуры межнациональных отношений во многом зависит от уровня подготовленности учителя. Готовность учителя к профессиональной деятельности в поликультурном пространстве образовательного учреждения выступает своеобразным условим педагогической поддержки личности учащегося. Неопределенность параметров содержания межкультурной подготовки, организационно-педагогических условий, обеспечивающих её успешность, связана с неразработанностью понятийного и диагностического аппарата, инструментария для количественного и качественного измерения уровня развития межкультурной коммуникации (МКК); отсутствием отработанных программ, определяющих дидактические условия построения целостного учебного процесса педвуза на основе интеграции содержания обучения, этнокультурных принципов, моделей и технологий формирования МКК. В результате теоретического исследования проблемы было проанализировано содержание феномена межкульурной коммуникации и определены наиболее характерные её черты. С позиций культурной антропологии рассмотрено развитие культуры во всех ее аспектах: образ жизни, восприятие мира, менталитет, национальный характер, повседневное поведение и т.д. Это позволило выявить особенности взаимодействий и контактов различных видов человеческих культур, обозначить направления развития культуры посредством общения и коммуникации. Различные интерпретации термина «коммуникация» дают основания сделать вывод о том, что данный термин имплицитно подра |