18 процесссоциальногостановлениячеловеческого индивида, формирование егосоциальной сущности [ 15, с. 125 ]; развитие и самореализацию человека на протяжении всей жизни в процессеусвоенияи воспроизводствакультурыобщества [66, с. 125]. Такимобразом, впонятие«социализация»заложеноопределенноеизмерение —личность и социальная среда (коллектив, общество, другие люди). Сущность данного процесса определяется из того, что, по мнению авторов, стоит за этими отношениями. Социализация предполагаетустановление личностьюотношений с социумом, имеющим конкретные формы и конкретные модификации. При этом спецификаданногообществавлияетналичность, отражается вней, преломляясь черезее особенности. Междисциплинарный подход к уточнению термина «социализация» создал предпосылкидля разработки проблемсоциализации преимущественно в двух направлениях, расходящихся между собой в понимании роли самого человека в процессе социализации: первый подход — субъектно-субъектный, второй — субъектно-объектный. Субъектно-субъектный подход акцентирует внимание на природной активности личности, которая не только адаптируется к обществу, но и влияет на себя исвоижизненныеобстоятельства. Среди основоположниковданного подхода Ч. X. Кули, Дж. Г. Мид, У. И. Томас идр. Дж. Г. Мид разрабатывал направление, получившее название символическогоинтеракционизма, полагая, что человеческое «я» изначальносоциально и формируетсявобществевходесоциальноговзаимодействия. При этом под личностью ученый понимал «активное творческое существо, которое способно оценивать и направлять собственные действия». В подтверждение этого определения он разработал структуру личности: 1(Я) импульсивное, активное, творческое движущее начало личности; Ме (меня, то есть каким меня должны видеть другие) — нормативное Я, своего рода внутренний социальный контроль, основанный на учете ожиданий, требований, значимых дру |
«поток внешних — природных, социальных, социально-психологических влияний на человека, его социализирующих, продвигающих его социальность... плюс внутренние процессы, происходящие в человеке: восприятие, освоение влияний среды, причем не пассивное, а активное, т.е. входящее в фонды сознания и чувств, ценностей и отношений, стиля поведения и общения» (23, с. 32); -процесс социального-становления-человеческого-индивида; формирование его социальной сущности (18, с. 125); развитие и самореализацию человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества (92, с. 125). Таким образом, в понятие «социализация» заложено определенное измерение — личность и социальная среда (коллектив, общество, другие люди). Сущность данного процесса определяется из того, что, по мнению авторов, стоит за этими отношениями. Социализация предполагает установление личностью отношений с социумом, имеющим' конкретные формы и конкретные модификации. При этом специфика данного общества влияет на личность, отражается в ней, преломляясь через ее особенности. Междисциплинарный подход к уточнению термина «социализация» создал предпосылки для разработки проблем социализации преимущественно в двух направлениях, расходящихся между собой в понимании роли самого человека в процессе социализации: первый подход — субъектно-субъектный, второй — субъектно-объектный. Субъектно-субъектный подход акцентирует внимание на природной активности личности, которая не только адаптируется к обществу, но и влияет на себя и свои жизненные обстоятельства. Среди основоположников данного подхода Ч. X. Кули, Дж. Г. Мид, У. И. Томас и др. Дж. Г. Мид разрабатывал направление, получившее название символического интеракционизма, полагая, что человеческое «я» изначально социально и формируется в обществе в ходе социального взаимодействия. 16 При этом под личностью ученый понимал «активное творческое существо, которое способно оценивать и направлять собственные действия. В подтверждение этого определения он разработал структуру личности: 1(Я )— импульсивное, активное, творческое движущее начало личности; Me (меня, то есть каким меня должны видеть другие) — нормативное Я, своего рода внутренний социальный контроль, основанный на учете ожиданий, требований, значимых других людей; Self (самость человека)-— представляет собой совокупность импульсивного и нормативного Я, их активное взаимодействие. Таким образом, личность находится в непрерывном процессе изменения, суть которого составляет непрерывное взаимодействие между I и Me, постоянный диалог личности с собой, а также интерпретацию и оценивание обстановки и поведения других людей (7). Дж. Г. Мид выделил три основных этапа ранней социализации: язык (лингвистический акт), игра (play) и коллективная игра (game). Исследователь считает, что только тогда, когда реакция другого человека делается существенной частью, аспектом поведения индивида, он становится личностью в своем опыте и осознает себя в игре. Здесь от индивида требуется интернализовать характер единичного и особенного «другого»; роли всех «других», которые связаны с ним условиями игры. Кроме того, он должен усвоить явные и неявные правила, определяющие различные роли, т.е. сознательное принятие жизненных ролей в организованных отношениях групповой деятельности («игра по правилам») (149, с. 127). Так, по словам А. В. Мудрика, «игра в понимании Мида — это не только механизм овладения отношениями игровой ситуации, но и модель социального взаимодействия индивидов в группе. Игра по правилам в концентрированной форме воспроизводит процесс овладения отношениями социальной ситуации вообще, не обязательно игровой. Благодаря этому закладывается фундамент зрелого социального «Я» и складывается идентичность, целост17 |