20 Упрощенно процесс социализации по Кули можно описать так: индивид, общаясь, какбы смотритв зеркала, отражающие его «Я». В итогезеркальное «Я» помогает увидеть себя со стороны, самооценить, сформировать в себе потребность к самосовершенствованию. Таким образом формируется собственное человеческое «Я» [13 ]. Данный подход представлен целым рядом научных школ и концепций. Б. Скиннер, Э. Торндайк, В. Уолтерс идругие трактуют социализациюкак процесс социального научения, стимулом к которому является необходимость адаптации ксоциуму. К. Хорни, А. Кардинер, Г. С. Салливер рассматривают социализацию как процесс адаптации в социуме, сопряжения природных импульсов, и н сти н к то в и требований социальной среды, где эти инстинктыреально могут бытьудовлетворены, врезультате котороговырабатываются социально приемлемые с п о с о б ы их реализации. Особуютрактовку социализации предлагаетБ.Д. Парыган. По его мнению, процесс социализации — это вхождение в социальную среду, приспособление к ней, освоение определенных ролей и функций, которое вслед за своими предшественниками повторяет каждый отдельный индивид на протяжении всей истории своегоформирования иразвития. Социализация — многотрудный процесс очеловечивания человека, включающий всебя: биологические предпосылки; непосредственное вхождение всоциальнуюсреду; социальное общение; овладение навыками практической деятельности, включая как предметный мир, так и всю совокупность социальных ролей, норм, прав, обязанностей; активное переустройство окружающего мира; изменение и качественное преобразование самого человека, еговсестороннееразвитие [80]. Анализсубъектно-субъектногоподходапоказывает, чтосоциализации характеризует в обобщенном виде процесс приспособления к среде, освоения индивидом определенных ролей и функций, присущих социальной группе, обществу в |
ность представлений о себе, которая отражает целостность и системность социальных отношений общества» (73). Сторонник данного подхода американский социолог Ч. X. Кули считал, что личность формируется на основе множества взаимодействий людей с окружающим миром. В ходе взаимодействия человек создает свое зеркальное «Я», состоящее из трех элементов: как нас воспринимают другие; как другие реагируют. на-то,.что-видят; как мы отвечаем-на-воспринятую нами реакцию других. Упрощенно процесс социализации по Кули можно описать так: индивид, общаясь, как бы смотрит в зеркала, отражающие его «Я». В итоге зеркальное «Я» помогает увидеть себя со стороны, самооценить, сформировать в себе потребность к самосовершенствованию. Таким образом формируется собственное человеческое «Я» (11). Данный подход представлен целым рядом научных школ и концепций. Б. Скиннер, Э. Торндайк, В. Уолтерс и другие трактуют социализацию как процесс социального научения, стимулом к которому является необходимость адаптации к социуму. К. Хорни, А. Кардинер, Г. С. Салливер рассматривают социализацию как процесс адаптации в социуме, сопряжения природных импульсов, инстинктов и требований социальной среды, где эти инстинкты реально могут быть удовлетворены, в результате которого вырабатываются социально приемлемые способы их реализации. Особую трактовку социализации предлагает Б. Д. Парыгин. По мнению автора, процесс социализации — это вхождение в социальную среду, приспособление к ней, освоение определенных ролей и функций, которое вслед за своими предшественниками повторяет каждый отдельный индивид на протяжении всей истории своего формирования и развития. Социализация — многотрудный процесс очеловечивания человека, включающий в себя: биологические предпосылки; непосредственное вхождение в социальную среду; 18 социальное общение; овладение навыками практической деятельности, включая как предметный мир, так и всю совокупность социальных ролей, норм, прав, обязанностей; активное переустройство окружающего мира; изменение и качественное преобразование самого человека, его всестороннее развитие (112). Анализ субъектно-субъектного подхода показывает, что социализация характеризует в обобщенном виде процесс приспособления-irсреде, освоения индивидом определенных ролей и функций, присущих социальной группе, обществу в целом и функционирования индивида в качестве активного субъекта общественных отношений. Субъектно-объектный подход предполагает пассивную позицию человека в процессе социализации и более акцентирует внимание на обществе: тогда социализация понимается как интернализация (англ. internal — внутренний, душевный, сокровенный) — перенесение вовнутрь, в сознание, Я-концепцию личности норм, требований, ценностей общества. Человек здесь выступает как объект воздействия для общества. Одним из основоположников данного подхода являлся французский социолог конца прошлого века Э. Дюркгейм. Исследуя отношения человека и общества, он неоднократно обращался к вопросам социализации и воспитания подрастающего поколения. Не разводя эти понятия, Дюркгейм, понимал под воспитанием «ежеминутное испытываемое ребенком... давление социальной среды, стремящейся сформировать его по своему образцу и имеющей своими представителями и посредниками родителей и учителей» (34). Каждое общество, считал он, имеет такой идеал человека, который не только в моральном и интеллектуальном, но даже в физическом аспекте до известной степени универсален, одинаков для всех его членов. В то же время отмечал, что в рамках каждого общества идеал человека имеет свои особенности, в зависимости от мезои микрофакторов, характерных для данного общества. Но эти особенности не могут быть существенными. Общество может выжить только тогда, когда между его членами существует значи19 |