21 целом и функционирования индивида в качестве активного субъекта общ ественныхотношений. Субъектно-объектный подход предполагает пассивную позицию человека в процессесоциализациииболееакцентируетвниманиенаобществе: тогдасоциализация понимается какинтернализация (англ. internal — внутренний, душевный, сокровенный) — перенесение вовнутрь, в сознание Я концепции личности, норм, требований, ценностей общества. Человек здесь выступает как объект воздействия для общества. Однимизосновоположниковданного подходаявлялся французский социолог конца прошлого века Э. Дюркгейм. Исследуя отношения человека и общества, он неоднократно обращался к вопросам социализации и воспитания подрастающего поколения. Не разводя эти понятая, Дюркгейм понимал под воспитанием «ежеминутное испытываемое ребенком... давление социальной среды, стремящейсясформироватьегопосвоемуобразцуиимеющейсвоимипредставителями ипосредникамиродителейиучителей» [26]. Каждоеобщество,считалон,имееттакойидеалчеловека,которыйнетолько в моральном иинтеллектуальном,нодажевфизическомаспектедоизвестнойстеп ениуниверсален, одинаковдлявсехегочленов. Втоже времяонотмечал,чтов рамкахкаждогообществаидеалчеловекаимеетсвоиособенностивзависимостиот мезои микрофакторов, характерных для данного общества. Но эта особенности не могут быть существенными. Общество может выжить только тогда, когда месЖДУ егочленамисуществуетзначительная степень однородности. Воспитаниеустанавливаетиподкрепляетэтуоднородность,фиксируяуребенкассамогоначаласу щ ественные, типичные характеристики, востребуемые коллективной жизнью. С другой стороны, воспитание гарантирует постоянство разнообразия, будучи само по себеразнообразнымиспециализированным. СутьпозицииЭ.Дюркгейма,таким о б разом, впризнании за обществомактивного началаи приоритетаего перед ч е л о в е комвпроцессе социализации [26]. Результаты теоретических построений Э. Дюркгейма во многом стали о с н о ваниемразвернутой социологическойтеории функционированияобщества, р а з р а |
социальное общение; овладение навыками практической деятельности, включая как предметный мир, так и всю совокупность социальных ролей, норм, прав, обязанностей; активное переустройство окружающего мира; изменение и качественное преобразование самого человека, его всестороннее развитие (112). Анализ субъектно-субъектного подхода показывает, что социализация характеризует в обобщенном виде процесс приспособления-irсреде, освоения индивидом определенных ролей и функций, присущих социальной группе, обществу в целом и функционирования индивида в качестве активного субъекта общественных отношений. Субъектно-объектный подход предполагает пассивную позицию человека в процессе социализации и более акцентирует внимание на обществе: тогда социализация понимается как интернализация (англ. internal — внутренний, душевный, сокровенный) — перенесение вовнутрь, в сознание, Я-концепцию личности норм, требований, ценностей общества. Человек здесь выступает как объект воздействия для общества. Одним из основоположников данного подхода являлся французский социолог конца прошлого века Э. Дюркгейм. Исследуя отношения человека и общества, он неоднократно обращался к вопросам социализации и воспитания подрастающего поколения. Не разводя эти понятия, Дюркгейм, понимал под воспитанием «ежеминутное испытываемое ребенком... давление социальной среды, стремящейся сформировать его по своему образцу и имеющей своими представителями и посредниками родителей и учителей» (34). Каждое общество, считал он, имеет такой идеал человека, который не только в моральном и интеллектуальном, но даже в физическом аспекте до известной степени универсален, одинаков для всех его членов. В то же время отмечал, что в рамках каждого общества идеал человека имеет свои особенности, в зависимости от мезои микрофакторов, характерных для данного общества. Но эти особенности не могут быть существенными. Общество может выжить только тогда, когда между его членами существует значи19 тельная степень однородности. Воспитание устанавливает и подкрепляет эту однородность, фиксируя у ребенка с самого начала существенные, типичные характеристики, востребуемые коллективной жизнью. С другой стороны, воспитание гарантирует постоянство разнообразия, будучи само по себе разнообразным и специализированным. Суть позиции Э. Дюркгейма, таким образом, в признании за обществом активного начала и приоритета его перед человеком в процессесоциализации (34). Результаты теоретических построений Э. Дюркгейма во многом стали основанием развернутой социологической теории функционирования общества, разработанной американцем Т. Парсонсом, который описывает в том числе и процессы интеграции человека в социальную систему. По его мнению, социализация — интернализация культуры общества, в котором ребенок родился; освоение реквизита ориентации для удовлетворительного функционирования в роли. Универсальная задача всех институтов социализации — сформировать у вступающих в общество «новичков», как минимум, чувство лояльности и, как максимум, чувство преданности по отношению к системе (73). Согласно его взглядам, человек «вбирает» в себя общие ценности в процессе общения со «значимыми другими». В результате следование общепринятым нормативным стандартам становится частью его мотивационной структуры, его потребностью (110). Дж. X. Баллантайн, Э. Дж. Хевихерст, Э. Мак Нейл, Дж. У. Огбю, Дж. и Э. Перри, исследуя социализацию, одни более явно, другие менее, рассматривали ее как субъект-объектный процесс. Такой подход определил и ключевые понятия в их анализе социализации: интериоризация, принятие, освоение, адаптация (178). Анализируя толкование термина «социализация» в зарубежкой словарно-справочной литературе, Ю. И. Кривов приходит к выводу, что в современных социально-педагогических теориях во взглядах на социализацию преобладает точка зрения, согласно которой общество полагается некой ан20 |