29 мнению исследователя, важно развивать в молодом человеке чувство нового, инициативу,творчество. Этосвоеобразный«процессобщественногоомоложения, противодействующий косности, инерции, застою». Известный болгарский социологП. Митев назвал его «ювентизацией», что подразумевает перемены, вносимые молодежью в общественные отношения. По своему содержанию ювентизацияявляется специфическим видомтворчества, порожденнымрасширяющимся доступом молодежи к социально-политической и целостной системе общества. Автор указывает, что включение молодого поколения в общественную жизнь носит двусторонний характер: социализация как форма принятия общественных отношений и ювентизация как форма обновления общества, связанная с включенностьюмолодежи вего жизнь [64]. Оптимальным способом соотношения социализации и ювентизации является социальная инициатива, когда молодое поколение не просто приспосабливается к обществу, но и становится субъектом социальной деятельности. Этот подход делает молодежь и зрителем, и инициативным автором исторических событий, человеческим фактором в развитии общества, ибо важным критерием отличия зрелой личности от инфантильной является дифференцированность самооценки, способность самостоятельно принимать решения. При этом автор выделяет понятие социальной активности в процессе социализации-ювентизации, а под содержанием этого процесса понимает выработку соответствующих социальных позиций личности к данному возрасту [109]. Социализацияотносится ктемявлениям, посредствомкоторыхчеловекучится жить и эффективно взаимодействовать с другими людьми. Она непосредственносвязанассоциальнымконтролем,посколькувключаетвсебяусвоение знаний, норм, ценностей общества, обладающего всеми видами санкций формального и неформального характера. Социализацию имеетсмысл рассматривать как двусторонний процесс в силу единства стихийного и целенаправленного |
среде. Следовательно, успешность социализации зависит от полученной способности каждого к самостоятельной деятельности в сообществе и для его блага, тем самым социализация есть скорее не включение в заданное (данное), но приобретение собственного опыта развития этого «данного» черезего анализ и реконструкцию, способ самоорганизации ребенка и подростка в активном социальном бытии и культурной жизни (179). Значимой, на наш взгляд, является нацеленность концепции В; Т. Лисовского на развитие инициативы, творчества, активности молодого поколения в процессе социализации. Активность расширяет соприкосновение молодежи с внешним миром, содействует обогащению его знаний, приобретению опыта. В своей оригинальной концепции социализации-ювентизации ученый считает, что социализация не является лишь пассивным отражением действительности, своеобразным зеркалом социальных условий и общественных воздействий (157). Автор полагает, что такое понимание роли подрастающего поколения было бы примитивным, ибо задача воспитания сводилась бы к выработке адаптации, конформизма, исполнительного послушания, повторения в каждом новом поколении одних и тех же свойств, а это исключало бы прогресс, «движение вперед». Вот почему, по мнению исследователя, важно развивать в молодом человеке чувство нового, инициативу, творчество. Это своеобразный «процесс общественного омоложения, противодействующий косности, инерции, застою». Известный болгарский социолог П. Митев назвал его «ювентизацией», что подразумевает перемены, вносимые молодежью в общественные отношения. По своему содержанию ювентизация является специфическим видом творчества, порожденным расширяющимся доступом молодежи к социально-политической и: целостной системе общества (90, с. 29). Автор указывает, что включение молодого поколения в общественную жизнь носит двухсторонний характер: социализация как форма принятия общественных отношений и ювентизация как форма обновления общества, связанная с включенностью молодежи в его жизнь. 27 Оптимальным способом соотношения социализации и ювентизации является социальная инициатива, когда молодое поколение не просто приспосабливается к обществу, но и становится субъектом социальной деятельности. Этот подход делает молодежь и зрителем, и инициативным автором исторических событий, человеческим фактором в развитии общества, ибо важным критерием отличия зрелой личности от инфантильной является дифференцированность.самооценки, способность самостоятельно-принимать решения. При этом автор выделяет понятие социальной активности в процессе социализации-ювентизации, а под содержанием этого процесса понимает выработку соответствующих социальных позиций личности к данному возрасту (157, с. 68— 71). Социализация относится к тем явлениям, посредством которых человек учится жить и эффективно взаимодействовать с другими людьми. Она непосредственно связана с социальным контролем, поскольку включает усвоение знаний, норм, ценностей общества, обладающего всеми видами санкций формального и неформального характера. Социализацию имеет смысл рассматривать как двусторонний процесс в силу единства стихийного и целенаправленного влияния на все процессы становления человека как субъекта общественных отношений. Целенаправленные, социально контролируемые процессы воздействия на личность реализуются прежде всего в воспитании и обучении. Стихийное, спонтанное влияние осуществляется через средства массовой коммуникации, социальные ситуации реальной жизни и многие другие факторы. Каждый исторический период определяет особенности социализации в зависимости от ее факторов на данном этапе реализации. Современная социализация имеет свою специфику, обусловленную быстрыми темпами развития науки и новых технологий, влияющих на все сферы жизни. Так, к особенностям современной социализации Е. В. Андриенко относит ее длительность по сравнению с предшествующими периодами. Детство как 28 |