Проверяемый текст
Терсакова, Анжела Арсеновна; Формирование готовности будущего учителя к взаимодействию с семьёй в условиях полиэтнической среды (Диссертация 2003)
[стр. 64]

64 этническая культурная традиция представляет собой один из важнейших механизмов поддержания, сохранения устойчивости норм, ценностей, образцов поведения, а также специфики этнокультурного опыта нации в целом [11].
В работах М.М.
Бахтина, H.A.
Бердяева, B.C.
Библера, К.Н.
Вентцеля, А.С.Соловьева и других ученых образование неизменно рассматривается как процесс духовного становления личности, происходящий в культуре и ориентированный на свободное творческое развитие и стремление личности приобщиться к сокровищам культуры.

Своеобразие образовательной политики, складывающейся в начале XXI века, определяет перенос акцентов с интересов государства на интересы личности, изменяет парадигму образования, в котором актуализируется исследование способностей образовательных учреждений к выработке основ педагогической поддержки школы учащимся
в поликультурном социуме.
С учетом социокультурных реалий педагогическая наука разрабатывает соответствующую образовательную стратегию, определяющим принципом которой является поликультурность, а реальным воплощением поликультурное образование.
В нашем исследовании поликультурное образование определяется как двусторонний процесс взаимодействия ученика (его родителей) и учителя посредством диалога с целью актуализации субъектных качеств личности на основе приобщения к этнической, общенациональной и мировой культуре.
Теоретический анализ исследований проблем поликультурного образования,
выполненный с учётом содержания работ Ю.В.
Арутюнян, О.ВГукаленко, Г.Д.
Дмитриева, Н.М.

Лебедевой, З.А.
Мальковой, Л.М.
С ухоруковой, Л.Л.
Супруновой и др., позволяет рассматривать поликультурное образовательное пространство как систему социальных институтов, функционирую щую на основе их взаимодействия, характеризующуюся гуманистической направленностью, создающую условия для формирования «человека культуры » и его бесконфликтного вхождения в социум на основе культурной идентиф ика
[стр. 41]

41 Этническая культура как ценностно-нормативное образование личности имеет следующие особенности: ценности, связанные с разнообразными потребностями и интересами представителей этнических групп, влияющие на социализацию и культурную самореализацию личности; этнокультурные ценности как структурные компоненты культуры (языковой, соционормативный, этнопсихологический, компонент материальной культуры) характеризуют качественную системную определенность этноса и выполняют этноинтегрирующую и этнодифференцирующую функции этнической культуры; ценности и нормы этнической культуры находятся в тесной взаимосвязи, являясь своего рода защитным механизмом, поскольку этническая культура способствует выживанию этнических групп; этническая культурная традиция представляет собой один из важнейших механизмов поддержания, сохранения устойчивости норм, ценностей, образцов поведения, а также специфики этнокультурного опыта нации в целом.
С учетом семантики слова «среда» понятие этнической среды, представляется как содержание некоего пространства, окружающего индивида, качественные характеристики которого определяются компонентами этнической культуры, концентрирующими в себе систему ценностей, лежащую в основе эталонов, стандартов, норм и правил поведения, выработанных в ходе исторического этнокультурного развития общества [27].
Проникновение в педагогику идей акмеологии, синергетики, герменевтики и др., привело к появлению новых понятий, таких как: «воспитательная система», «воспитательное пространство», «образовательная среда», «образовательное пространство» и ряд других.
Дадим им краткое определение и рассмотрим их сущность.
Во введенном Л.И.Новиковой, H.JI.
Селивановой, В.Д.
Караковским представлении о воспитательном пространстве, где оно рассматривается как

[стр.,47]

индивидуальным смыслом культурные факты образовательной среды не могут оказывать серьезного влияния на жизнь субъекта, т.е.
не трансформируются в его личностные характеристики.
Общая логика формирования образовательного пространства субъекта предполагает, такими образом, встречу субъекта с этнокультурным фактом, возникновение диалога, который может привести к трансформации субъективной оценочной системы и последующему ответственному выбору.
Образование субъекта с позиций единства процесса и результата при таком представлении можно рассматривать как аналог его движения в образовательном пространстве, направление которого определяется необходимостью решения человеком личностных проблем.
В связи с этим образование предстает как культурное обособление субъекта, связанное с потребностями его личностного развития.
Поэтому любое образование есть не что иное, как процесс и результат освоения и созидания субъектом культурно приемлемых способов разрешения им проблем своего существования в некоторой среде, социуме, т.е.
своего существования прежде всего как личности.
Таким образом, образовательное пространство субъекта конституируется в условиях культурного окружения, с которым он взаимодействует способами, адекватными соответствующей культуре, переживая события, расширяющие его образовательное пространство.
В работах М.М.
Бахтина, Н.А.
Бердяева, B.C.
Библера, К.Н.
Вентцеля, А.С.Соловьева и других ученых образование неизменно рассматривается как процесс духовного становления личности, происходящий в культуре и ориентированный на свободное творческое развитие и стремление личности приобщиться к сокровищам культуры.

Воплощая в себе интересы, цели и реальные возможности народа и личности, культура выступает как система субъективных смыслов и ценностных ориентаций и одновременно как духовный потенциал, предопределяющий вектор и границы поведения субъектов в обществе.


[стр.,48]

48 В педагогической науке культурологические концепции образования разрабатываются В.С.Библером (образование как диалог культур), Е.В.
Бондаревской (культурологическая концепция образования), С.В.
Кульневичем (методологическая культура учителя), С.Ю.
Кургановым (школа диалога культур), Н.Б.Крыловой (культурные ценности образования).
Своеобразие образовательной политики, складывающейся в начале XXI века, определяет перенос акцентов с интересов государства на интересы личности, изменяет парадигму образования, в котором актуализируется исследование способностей образовательных учреждений к выработке основ педагогической поддержки школы учащимся
и их семьям в поликультурном социуме.
С учетом социокультурных реалий педагогическая наука разрабатывает соответствующую образовательную стратегию, определяющим принципом которой является поликультурность, а реальным воплощением поликультурное образование.
В нашем исследовании поликультурное образование определяется как двусторонний процесс взаимодействия ученика (его родителей) и учителя посредством диалога с целью актуализации субъектных качеств личности на основе приобщения к этнической, общенациональной и мировой культуре.
Теоретический анализ исследований проблем поликультурного образования
(Ю.В.
Арутюнян, О.В.
Гукаленко, Г.Д.
Дмитриев, Н.М.

Лебедева, З.А.
Малькова, Л.М.
Сухорукова, Л.Л.
Супрунова и др.) позволяет рассматривать поликультурное образовательное пространство как систему социальных институтов, функционирующую на основе их взаимодействия, характеризующуюся гуманистической направленностью, создающую условия для формирования «человека культуры» и его бесконфликтного вхождения в социум на основе культурной идентификации и принятия общечеловеческих культурных норм и ценностей.
Поликультурное образовательное пространство реализует образовательные и воспитательные функции через совершенствование учебновоспитательной работы в регионе и отдельных учреждениях.

[Back]