74 3) практический; 4) оценочный; 5) творческий; 6) аффективный. Проведенный теоретический анализ научной и специальной литературы и изучение состояния проблемы в педагогической практике позволил определить структуру компонентов готовности будущих учителей к работе по этнической социализации подростков, их составляющих, критериев и признаков выраженности. Основное содержание выделенных нами компонентов сводится к следующему: 1. Мотивационно-ценностный компонент предполагает наличие положительной установки, интересов, потребностей, в совокупности обеспечивающих устойчивую мотивацию будущих учителей к работе по этнической социализации подростков. Его аксиологический аспект связан с проблемами ценностного осмысления этнокультуры личности и значимости образования в этом процессе. Он состоит из следующих составляющих: а) мотивационного, характеризующегося такими показателями признаками, как интерес к культуре других народов, национальным традициям, потребность в изучении культуры других народов, потребность в повышении знаний о межэтнической коммуникации, этнокультурные мотивы профессиональной деятельности и др. Обобщённым критерием его выраженности являются сформированность мотивов и потребностей в реализации знаний в педагогической деятельности с представителями различных национальностей. б) ценностного (аксиологического), основным показателем которого является признание значимости духовно-нравственных и этнокультурных ценностей других народов и др. |
стных свойств и качеств, которые обеспечивают успешность межкультурной коммуникации. Поэтому в исследовании готовность будущих учителей к межкультурной педагогической коммуникации трактуется как сложное профессионально значимое качество личности. Социально-педагогическая сущность готовности к межкультурной коммуникации предполагает направленность личности на этот вид деятельности, определенный уровень языковых знаний и соответствующий уровень сформированности коммуникативных умений, позволяющих ориентироваться в различных ситуациях общения, адекватно оценивать представителей не только своей культуры, но и другой, прогнозировать их поведение, устанавливать с ними необходимые отношения и успешно взаимодействовать с учётом сложившихся условий. Исходя из существующих представлений о готовности к различным аспектам профессиональной деятельности, нам представляется возможным определить структуру готовности к межкультурной коммуникации, в которую включены компоненты: 1) мотивационно-ценностный; 2) теоретический; 3) практический; 4) оценочный; 5) креативный; 6) аффективный. Проведенный теоретический анализ научной и специальной литературы и изучение состояния проблемы в педагогической практике определили структуру компонентов готовности, их составляющих, и критериев выраженности в виде модели. Основное содержание выделенных нами компонентов сводится к следующему: 1. Мотивационно-ценностный, компонент предполагает наличие положительной установки, интересов, потребностей, в совокупности обеспечивающих устойчивую мотивацию к межкультурной коммуникации. Его аксиологический аспект связан с проблемами ценностного осмысления культуры личности и образования и состоит из двух составляющих: а) мотивационного, характеризующегося такими показателями, как интерес к культуре других народов, их языку, потребность к изучению культуры и языка других народов, потребность в повышении знаний о межкультурной коммуникации, интеркультурные мотивы профессиональной деятельности и Др. Обобщённым критерием его выраженности являются мотивы и потребности в реализации межкультурной коммуникации в педагогической деятельности. б) ценностного (аксиологического), основным показателем которого является признание значимости духовно-нравственных ценностей других народов и др. Критерием сформированности является осознание общечеловеческой ценности культур других народов. 2. Теоретический (когнитивный) компонент помогает систематизировать информацию на единой концептуальной основе, в единой логике. Взаимодействие категорий «культура», «образование» и «информация» представляется существенным, так как именно знания в виде информации могут быть использованы в образовательных системах как средство обеспечения свободы действий и субъективных проявлений в культуре. Он предусматривает овладение не только определенным уровнем знаний, но и становление культурного кругозора учителя, а также возможность их постоянного пополнения и обновления. Данный компонент определяется профессионально-педагогической направленностью, являющейся ведущим мотивом познавательной активности студентов Основными показателями этого выступают знания в сфере МКК: сколько хорошо он будет разбираться в специфике межкультурного взаимодействия, будет зависеть не только успех и процветание его дела, но отчасти и взаимопонимание между народами. В связи с этим нами рассмотрены подходы, обеспечивающие готовность будущего учителя к МКК. В рамках данной работы мы разделяем позицию интегрированного подхода и понимаем готовность будущих учителей к межкультурной педагогической коммуникации как сложное профессионально значимое качество личности, которое обеспечивает успешность его педагогической деятельности в поликультурной среде. Социально-педагогическая сущность готовности к межкультурной коммуникации предполагает направленность личности на этот вид деятельности, определенный уровень языковых знаний и соответствующий уровень сформированности коммуникативных умений, позволяющих ориентироваться в различных ситуациях общения, адекватно оценивать представителей не только своей культуры, но и другой, прогнозировать их поведение, устанавливать с ними необходимые отношения и успешно взаимодействовать, исходя из сложившихся условий. Исходя из существующих представлений о готовности к различным аспектам профессиональной деятельности, нам представляется возможным определить структуру готовности к межкультурной коммуникации, в которую включены компоненты: мотивационно-ценностный, теоретический, практический, оценочный, креативный, аффективный. Проведенный теоретический анализ научной и специальной литературы и изучение состояния проблемы в педагогической практике определили структуру компонентов готовности, их составляющих, и критериев выраженности в виде авторской модели. Построенная модель формирования готовности будущего учителя к межкультурной коммуникации представляет собой целостную систему, способную скоординировать процесс формирования знаний и умений учителя в единстве с духовной культурой его личности. Она представлена нами как единство личностных «блоков», включающих в себя описание компо |