иные бедствия) требуют от его граждан большого напряжения сил. Гражданин начинает проявлять свою гражданственность более выражено. Гражданственность перерастает в патриотизм эмоционально окрашенное чувство, когда гражданин готов отдать всё для сохранения блага своей страны. В таких условиях патриотизм, как правило, проявляется в высоких благородных порывах, особой жертвенности во имя своего народа, Родины. Все это заставляет говорить о любви к Родине как о сложном и, безусловно, неординарном чувстве. Мы концептуально принимаем эту точку зрения и полагаем: объективная реальность такова, что сегодня требует воспитания патриотизма, особенно у молодежи, которая связала военную специальность с целью жизни. Рассмотрим эволюцию гражданского образования (таблица 2). Таблица 2 СВОБОДА Гражданские и политические права РАВЕНСТВО Экономические и культурные права СОЛИДАРНОСТЬ Мир, развитие, здоровое окружение Социальные права Гражданское образование Обучение демократии Обучение законности Межкультурное образование Антирасистское образование Обучение терпимости Обучение социальной ответственности Обучение миротворчеству Обучение противостоянию насилию Образование с целью развития Образование в духе любви к малой и большой родине, отечеству, родителям} друзьям, ответственность за их безопасность Первое поколение права свободы. Второе поколение это права равенства. Третье поколение это права солидарности, так как они носят трансграничный характер, переходят границы стран-членов и требуют специфической солидарности, сотрудничества и партнерства на глобальном уровне. Права третьего поколения, к которым относятся права солидарности, относятся к образовательным нововведениям, связанным с восстановлением мира, поддержанием мира, ненасильственными акциями, сплоченностью, а также с 20 |
граждан большого напряжения сил, гражданин начинает проявлять свою гражданственность более выраженно. Гражданственность перерастает в патриотизм эмоционально окрашенное чувство, когда гражданин готов отдать всё для сохранения блага своей страны. В таких условиях патриотизм, как правило, проявляется в высоких благородных порывах, особой жертвенности во имя своего народа, Родины. Все это заставляет говорить о любви к Родине как о сложном и, безусловно, неординарном чувстве. Мы концептуально принимаем эту точку зрения и полагаем; объективная реальность такова, что сегодня требует воспитания патриотизма. Не отрицая полностью точки зрения.на тот факт, что время воспитывать не патриота, а «человека мира», отметим. Когда мы сегодня пытаемся задать границы ответственности за общество, то, как правило, ученые говорят в терминах общечеловеческих ценностей, глобальной ответственности, «мирового» гражданства. Стало почти аксиомой современного воспитания, что сегодня меньшие рамки, чем те, где сверхценностью является сохранение Земли как сферы обитания и выживания человечества, никакая система образования не имеет права задавать. И это в принципе правильно. Между тем, отмечают С.П. Иваненков, Л.Ь. Соколова, ставя сейчас задачу утверждения общечеловеческих ценностей как основы и цели воспитания, следует помнить о диалектическом единстве и взаимодействии уровней культуры к социальной организации общества и включенного в него индивида. То есть о трех уровнях социальной организации; региональноэтническом, общенациональном (державном) и общечеловеческом (мировом, планетарном). Понимать, что присвоение каждого последующего и более высокого уровня общности культуры невозможно без достаточной качественной сформированности предыдущего. Что «перескок» непременно есть признак и причина потенциального или актуального бескультурья. А также то, что определяющей основой, базой этого единства на современном историческом этапе развития общества является уровень национальноорганизованного сообщества, т.е. нация, страна, государство. Поэтому про16 |