В исследовании данной проблемы исходным теоретическим положением считается основополагающий принцип психологии единство сознания и деятельности. Этот принцип имеет важное методологическое значение и утверждает, что сознание не может быть вне деятельности, точно также как деятельность без сознания. Деятельностный подход изучает психическое явление в контексте с деятельностью. Впервые этот принцип сформулировал С. Л. Рубинштейн: «Деятельность и сознание не два в разные стороны обращенных аспекта. Они образуют органическое не тождество, но единство» [113, С.51]. Идея анализа деятельности как метода научной психологии человека была заложена еще в ранних работах Л. С. Выготского. Он выделял два главных взаимосвязанных момента это орудийная («инструментальная») структура деятельности человека и ее включенность в систему взаимоотношений с другими людьми. Орудие определяет деятельность, связывающую человека не только с мирим вещей, но и с другими людьми, Благодаря этому его деятельность впитывает в себя опыт человечества. «Высшие специфические человеческие психические процессы могут родиться только ВО взаимодействии человека с человеком ...и лишь затем начинают выполняться индивидом самостоятельно» [49, С. 198]. Дальнейшее свое развитие теория деятельности получила в трудах Л. Н. Леонтьева, Б. П. Теплова, А. Р. Лурия и других. В ходе исследования проблемы единства сознания и деятельности психологи опираются на теорию о человеческой деятельности, посредством которой человек активно воздействует на окружающий мир с целью его преобразования и удовлетворения своих потребностей. Согласно принципу единства сознания и деятельности Л. С. Выготский и А. Н. Леонтьев обосновали положение о том, что внутреннее психическое состояние явления обусловлено особенностями строения внешней практики деятельности субъекта; внешняя практическая деятельность приобретает форму внутренней деятельности, т.е. психической. В словарях понятие деятельности имеет четыре основных значения: |
Формирование рефлексивных умений будущего социального работника как полисистемный объект требует выявления специфики, интегративных и инвариантных связей и отношений, структурно-содержательных и функциональных характеристик [193]. Данное исследование проводилось также с позиций деятельностного подхода, то есть формирование рефлексивных умений будущих специалистов социальной работы рассматривалось как деятельность мотивируемая, обладающая определенной целью, направленная на определенный объект, осуществляемая с помощью конкретных методов, с использованием определенных средств и приводящая к определенным результатам. В соответствии с этим, представляет несомненный интерес положение и идеи теории деятельности (Б.Г.Ананьев, А.А.Бодалев, П.Я.Гальперин, А.Н.Леонтьев, Б.Ф.Ломов, Б.А.Понамарев, С.М.Рубинштейн и др.), теория поэтапного формирования умственных действий (II.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина, Г.П.Эльконин и др.)* психологопедагогические теории о сущности и процессе формирования умений и навыков (А.Е.Дмитриев, Е.Н.Кабанова-Меллер, Н.А.Менчинская и др.) [24, 38,97, 102, 144, 167]. В исследовании данной проблемы исходным теоретическим положением считается основополагающий принцип психологии единство сознания и деятельности. Этот принцип имеет важное методологическое значение и утверждает, что сознание не может быть вне деятельности, точно также как деятельность без сознания. Деятельностный подход изучает психическое явление в контексте с деятельностью. Впервые этот принцип сформулировал С.Л.Рубинштейн: «Деятельность и сознание не два в разные стороны обращенных аспекта. Они образуют органическое не тождество, но единство» [ 144, с.51]. Идея анализа деятельности как метода научной психологии человека была заложена еще в ранних работах Л.С.Выготского. Он выделял два главных взаимосвязанных момента это орудийная («инструментальная») структура деятельности человека и ее включенность в систему взаимоотношений с другими людьми. Орудие определяет деятельность, связывающую человека не только с миром вещей, но и с другими людьми. Благодаря этому его деятельность впитывает в себя опыт человечества. «Высшие специфические человеческие психические процессы могут родиться только во взаимодействии человека с человеком ...и лишь затем начинают выполняться индивидом самостоятельно» [35, С. 198]. Дальнейшее свое развитие теория деятельности получила в трудах АЛ [.Леонтьева, Б.П.Теплова, А.Р.Лурия и других. В ходе исследования проблемы единства сознания и деятельности психологи опираются на теорию о человеческой деятельности, посредством которой человек активно воздействует на окружающий мир с целью его преобразования и удовлетворения своих потребностей. Согласно принципу единства сознания и деятельности Л.С.Выготский и А.Н.Леонтьев обосновали положение о том, что внутреннее психическое состояние явления обусловлено особенностями строения внешней практики деятельности субъекта; внешняя практическая деятельность интериоризируется и приобретает форму внутренней деятельности, т.е. психической. В словарях понятие деятельности имеет четыре основных значения: труд, работа, активность, поведение. А.Н.Леонтьев определяет деятельность через отношение: «Мы называем деятельностью не всякий процесс. Этим термином мы обозначаем только такие процессы, которые, осуществляя то или иное отношение человека к миру, отвечают особой, соответствующей потребности» [96, с.518]. Психологические воззрения А.П. Леонтьева на деятельность рассматриваются в качестве психологической теории деятельности, которая легла в основу многих психолого-педагогических исследований, посвященных проблеме изучения профессиональных знаний и умений. |