труд, работа, активность, поведение. А. Н. Леонтьев определяет деятельность через отношение: «Мы называем деятельностью не всякий процесс. Этим термином мы обозначаем только такие процессы, которые, осуществляя то или иное отношение человека к миру, отвечают особой, соответствующей потребности» [80, С. 518]. Для научного обоснования методики формирования рефлексивных, умений будем использовать деятельностный подход, предложенный А. Н. Леонтьевым. Согласно этому подходу ведущим фактором в обучении является деятельность. В определении сущности рефлексивных умений мы исходим из концепции А. Н. Леонтьева о так насыпаемой «отдельной деятельности», которая выделяется из человеческой деятельности вообще и представляет собой «сложную совокупность процессов, объединенных общей направленностью па достижение определенного результата» [80, С. 20]. Следовательно, рефлексивные умения можно рассматривать как цепь «отдельных деятельностей», с выделением в них действий и операций, тж. «...деятельность не существует иначе как в форме действия или цепи действий» [81, С. 4]. Большинство операций в деятельности человека являются результатом обучения, то есть результатом сформированности умений. Действиями А. Н. Леонтьев называет акты деятельности, подчиненные целям, данным в определенных, условиях, а способ осуществления действия операцией. Последовательно выполненные операции, и составляют процесс осуществления действия. Важные методологические функции в исследовании выполнял личностно-деятельностный подход. С позиций этого подхода личность и деятельность находятся в тесном и нерасторжимом единстве. В то же время они обладают относительной самостоятельностью и несводимостью друг к другу. Профессиональная деятельность социального работника задает ему определенные личные параметры, которые адекватно отражают ее функциональную структуру и создают субъективные предпосылки для ее продуктивной реализации. Формирование необходимых умений профессиональной деятельности и личности социального работника внутренне неделимый процесс. |
главных взаимосвязанных момента это орудийная («инструментальная») структура деятельности человека и ее включенность в систему взаимоотношений с другими людьми. Орудие определяет деятельность, связывающую человека не только с миром вещей, но и с другими людьми. Благодаря этому его деятельность впитывает в себя опыт человечества. «Высшие специфические человеческие психические процессы могут родиться только во взаимодействии человека с человеком ...и лишь затем начинают выполняться индивидом самостоятельно» [35, С. 198]. Дальнейшее свое развитие теория деятельности получила в трудах АЛ [.Леонтьева, Б.П.Теплова, А.Р.Лурия и других. В ходе исследования проблемы единства сознания и деятельности психологи опираются на теорию о человеческой деятельности, посредством которой человек активно воздействует на окружающий мир с целью его преобразования и удовлетворения своих потребностей. Согласно принципу единства сознания и деятельности Л.С.Выготский и А.Н.Леонтьев обосновали положение о том, что внутреннее психическое состояние явления обусловлено особенностями строения внешней практики деятельности субъекта; внешняя практическая деятельность интериоризируется и приобретает форму внутренней деятельности, т.е. психической. В словарях понятие деятельности имеет четыре основных значения: труд, работа, активность, поведение. А.Н.Леонтьев определяет деятельность через отношение: «Мы называем деятельностью не всякий процесс. Этим термином мы обозначаем только такие процессы, которые, осуществляя то или иное отношение человека к миру, отвечают особой, соответствующей потребности» [96, с.518]. Психологические воззрения А.П. Леонтьева на деятельность рассматриваются в качестве психологической теории деятельности, которая легла в основу многих психолого-педагогических исследований, посвященных проблеме изучения профессиональных знаний и умений. Для научного обоснования методики формирования рефлексивных умений будем использовать деятельностный подход и концепцию деятельности, предложенную А.НЛеонтьевым. Согласно этому подходу ведущим фактором в обучении является деятельность. В определении сущности рефлексивных умений мы исходим из концепции А.НЛеонтьева о так называемой «отдельной деятельности», которая выделяется из человеческой деятельности вообще и представляет собой «сложную совокупность процессов, объединенных общей направленностью на достижение определенного результата» [96, с.520]. Следовательно, рефлексивные умения можно рассматривать как цепь «отдельных деятельностей», с выделением в них действий и операций, т.к. «...деятельность не существует иначе как в форме действия или цепи действий» [97, с. 104]. Большинство операций в деятельности человека являются результатом обучения, то есть результатом сформированное™ умений. Действиями А.Н.Леонтьев называет акты деятельности, подчиненные целям, данным в определенных условиях, а способ осуществления действия операцией. Последовательно выполненные операции и составляют процесс осуществления действия. Важные методологические функции в исследовании выполнял личностно-деятельностный подход. С позиций этого подхода личность и деятельность находятся в тесном и нерасторжимом единстве. В то же время они обладают относительной самостоятельностью и несводимостыо друг к другу. Профессиональная деятельность социального работника задает ему определенные личные параметры, которые адекватно отражают ее функциональную структуру и создают субъективные предпосылки для ее продуктивной реализации. Формирование необходимых умений профессиональной деятельности и личности социального работника внутренне неделимый процесс. |