Проверяемый текст
Метаева, Валентина Александровна. Развитие профессиональной рефлексии в последипломном образовании: методология, теория, практика (Диссертация 2006)
[стр. 17]

деление рефлексии: как принципа человеческого мышления, направленного на осмысление и осознание форм и предпосылок деятельности; как предметного рассмотрения самого знания, критический анализ его содержания и методов познания; как деятельности самопознания, раскрывающей внутреннее строение и специфику духовного мира человека [127, С.
1118].
В «Кратком словаре современных понятий и терминов» значение понятия раскрывается через его психологическое содержание: «Рефлексия (от лат.
reflexio обращение назад, отражение) размышление, самонаблюдение, самопознание; обращенность познания человека на самого себя, свой внутренний мир, психические качества и состояние, склонность к самоанализу»
[75, С.
479].
В «Философском словаре» дается следующее значение: «Рефлексия (от лат.
reflexio обращение назад) термин, означающий отражение, а также исследование познавательного акта.
В различных философских системах он имел разное содержание.
Локк считал рефлексию источником особого знания, когда наблюдение направляется на внутренние действия сознания, тогда как ощущение имеет своим предметом внешние вещи.
Для Лейбница рефлексия не что иное, как внимание к тому, что происходит в нас.
По Юму, идеи это рефлексия над впечатлениями, получаемыми извне.
Для Гегеля рефлексия взаимное отображение одного в другом, например, в сущности явления.
Термин рефлектировать означает обращать сознание на самого себя, размышлять над своим психическим состоянием (П.
Попов)»
[152, С.
491].
Отечественные и зарубежные ученые большое внимание уделяют проблеме рефлексии.
Как замечают Б.
3.
Вульфов и В.
Н.
Харькин «рефлексия была и остается всегда, так как органично присуща природе человека как и сознание, память, способность чувствовать, интуиция» [48].
Однако интерес к ней традиционно проявляли преимущественно физиологи и психологи.
Обращение к проблеме стало не только актуальным, но и возможным благодаря общей переориентации социальных наук на человека, на его духовные потенциалы.
Рефлексия одна из фундаментальных, предельно общих катего
[стр. 26]

как предметного рассмотрения самого знания, критический анализ его содержания и методов познания;как деятельности самопознания, раскрывающей внутреннее строение и специфику духовного мира человека [259, с.
1118].
В «Кратком словаре современных понятий и терминов» значение понятия раскрывается через его психологическое содержание: «Рефлексия (от лат.
reflexio обращение назад, отражение) размышление, самонаблюдение, самопознание; обращенность познания человека на самого себя, свой внутренний мир, психические качества и состояние, склонность к самоанализу»
[62, с.
479].
В «Философском словаре» дается следующее значение: «Рефлексия (от лат.
reflexio обращение назад) термин, означающий отражение, а также исследование познавательного акта.
В разл.
филос.
системах он имел разное содержание.
Локк считал Р.
источником особого знания, когда наблюдение направляется на внутренние действия сознания, тогда как ощущение имеет своим предметом внешние вещи.
Для Лейбница Р.
не что иное, как внимание к тому, что происходит в нас.
По Юму, идеи это Р.
над впечатлениями, получаемыми извне.
Для Гегеля Р.
взаимное отображение одного в другом, например, в сущности явления.
Термин рефлектировать означает обращать сознание на самого себя, размышлять над своим психическим состоянием (П.
Попов)»
[286, с.
491].
Возникновение понятия рефлексии связано с эпохой Возрождения временем, когда возросла ценность человека как личности, когда индивидуальное стало не менее значительным, чем общественное, когда возможность самоопределения стала одной из свобод человека.
С культурой Нового времени, стержнем и основой развития которой было стремление утвердить достоинство, ценность особого мнения и образа жизни благодаря философии антропоцентризма, провозгласившей человека в центре мироздания, связано развитие рефлексии.
Уже тогда рефлексия соотносилась с категорией мышления, и было известно определение рефлексии святого Фомы Аквинского как «мысли, догоняющей мысль».
Французское и английское Просвещение, еще более укрепившее материалистические позиции в понимании природы и сознания человека, еще более 26

[Back]