Проверяемый текст
Метаева, Валентина Александровна. Развитие профессиональной рефлексии в последипломном образовании: методология, теория, практика (Диссертация 2006)
[стр. 23]

ловеческого сознания (Л.
С.
Выготский, С.
Л.
Рубинштейн, И.
Н.
Семенов, С.
Ю.
Степанов и др.).
В психологических исследованиях рефлексия трактуется как компонент теоретического мышления (Н.
Г.
Алексеев, О.
С.
Анисимов, А.
Н.
Леонтьев, С.
Л.
Рубинштейн и др.), как единица умственного действия (В.
В.
Давыдов) и эвристического решения (Ю.
Н.
Кулюткин), уровня мыслительного процесса (И.
Н.
Семенов), а также как осознание способов или оснований и трудностей мыслительной деятельности (Я.
А.
Пономарев).
В современной психологической науке существуют три взаимоисключающих точки зрения на генезис самосознания, принципиальные различия между которыми вызваны не столько наличием противоречивых данных, столько несовпадающими определениями самого предмета изучения.
Традиционным для большинства направлений психологических исследований является понимание самосознания как исходной, генетически первичной формы человеческого сознания.
Существует и диаметрально противоположная точка зрения (Л.
Л.
Рубинштейн), согласно которой самосознание высший вид сознания, возникший как результат предшествующего развития сознания.
«Не сознание рождается из самопознания, из «Я», а самопознание возникает в ходе развития сознания личности, по мере того, как она становится самостоятельным субъектом» [114, С.
29].
Третье направление современной психологической науки исходит из того, что сознание внутреннего мира и самосознание возникли и развивались одновременно, единои взаимообусловлено.
Классической для этого направления можно считать теорию И.
М.
Сеченова, по мнению которого предпосылки самосознания заложены в
том, что он называл «системными чувствованиями».
Эти «чувствования» носят психосоматический характер и составляют неотъемлемую часть всех физиологических процессов человека.

«Первая половина чувствования, отмечал И.
М.
Сеченов, имеет, как говорится, объективный характер, а вторая субъективный.
Первой соответствуют предметы
[стр. 36]

ходу процесса решения какои-лиоо мыслительной задачи испытуемые приходят к какому-то важному для них открытию, открывают какие-то новые свойства познаваемых объектов, но не могут обосновать, доказать, насколько правильно или неправильно их выявление нового свойства или аспекта познаваемого объекта.
После этого начинает разворачиваться, в первую очередь с помощью рефлексии, процесс доказательства, обоснования, аргументации.
То есть само это открытие осуществляется на уровне интуиции, на уровне в значительной степени бессознательного, хотя оно связано и с сознанием.
..
.Потом в полный голос включается рефлексия, которая минимально была выражена на прежних этапах.
Этот самый классический и яркий вариант раскрыт в эксперименте взаимодействия сознательного, в частности рефлексии, с одной стороны, и интуиции с другой» [59, с.
79].
Одно из направлений рефлексивной психологии связано с исследованием рефлексии как психофизиологического акта.
В основе лежит теория И.
М.
Сеченова, по мнению которого предпосылки самосознания заложены в
«системном чувствовании».
Эти чувствования носят психосоматический характер и составляют неотъемлемую часть всех физиологических процессов человека.

И.
М.
Сеченов писал о том, что первой половине чувствования присущ объективный характер, а второй субъективный.
Первой соответствуют предметы внешнего мира, второй чувственные состояния собственного тела самоощущения.
По мере объединения ощущений у человека складывается представление о внешнем мире, а в результате синтеза самоощущений о самих себе.
Взаимодействие двух центров координации является решающей исходной предпосылкой для осознания человеком самого себя, для дифференциации своего бытия.
Таким образом происходит идентификация собственного тела и формируется чувство «Я», целостная система аффективной самоидентификации, которая имеет социальные предпосылки, порожденные отражением реакций окружающих.
Следовательно, рефлексивный уровень индивидуального самосознания всегда связан с аффектом.
Существует мнение, что аффективные комплексы контролируются разными полушариями мозга: самоощущения правым, 36

[Back]