Проверяемый текст
Метаева, Валентина Александровна. Развитие профессиональной рефлексии в последипломном образовании: методология, теория, практика (Диссертация 2006)
[стр. 32]

сложное образование, состоящее из различных видов рефлексии: кооперативной, построенной на знании ролевой структуры и позиционной организации коллективного взаимодействия, коммуникативной, основанной на представлениях о внутреннем мире другого человека и причинах его поступков, личностной, в основе которой лежат поступки, поведение и образы собственного «Я», интеллектуальной, которая оперирует знаниями об объекте и способах действия с ним.
Рефлексивная компетентность, по определению С.
Ю.
Степанова, это «...профессиональное качество личности, позволяющее наиболее эффективно и адекватно осуществлять рефлексивные процессы, реализацию рефлексивной способности, что обеспечивает процесс развития и саморазвития, способствует творческому подходу к профессиональной деятельности, достижению ее максимальной эффективности и результативности»
[135, С.
13].
Это определение указывает на прямую связь рефлексивной компетентности с достижением высших результатов в личностном и профессиональном
развич тии, т.
е.
на ее акмеологический характер.
Рефлексивная компетентность специалиста способствует его профессиональному и личностному развитию, обеспечивает достижение наивысших результатов в деятельности.
Знание процедуры рефлексии и владение ею открывают дорогу к саморазвитию и творчеству.
Наиболее эффективное развитие рефлексивной компетентности достигается при использовании рефлексивных практикумов, построенных на основе применения интенсивных методов обучения и создания акмеологических условий (наличие одного проблемного поля, соотнесение его с актуализируемым профессиональным опытом участников, снятие межличностных барьеров при организации коллективной мыследеятельности, организация рефлексивной среды).
Кроме того, требуется личностная включенность участников рефлепрактикума в процесс мышления и деятельности, что существенно повышает эффективность обучения.
В результате кроме увеличения доли предметной профессиональной компетентности, выраженной в объеме
[стр. 81]

рефлексия в акмеологии выводится в процессуальный ряд.
Не случайно О.
С.
Анисимов и А.
А.
Деркач, характеризуя профессионализм как умение решать стандартные профессиональные задачи, выделяют следующие уровни профессиональной деятельности: • становление деятельности; • успешное выполнение фиксированной нормы; • выполнение нормы с адекватной рефлексией; • рефлексивное сопровождение действия с фиксацией проблемы и коррекцией нормы; • полная рефлексивная самоорганизация [25].
Именно в акмеологии сформировалось понятие рефлексивной компетентности, рассматриваемой с позиций методологии (О.
С.
Анисимов) и рефлексивной психологии (И.
Н.
Семенов, С.
Ю.
Степанов) как метакомпетентность, которая благодаря механизму рефлексии способствует адекватному развитию всех других видов профессиональной компетентности [17, с.
250].
В рефлексивной психологии рефлексивная компетентность представлена как сложное образование, состоящее из различных видов рефлексии: кооперативной, построенной на знании ролевой структуры и позиционной организации коллективного взаимодействия, коммуникативной, основанной на представлениях о внутреннем мире другого человека и причинах его поступков, личностной, в основе которой лежат поступки, поведение и образы собственного «Я», интеллектуальной, которая оперирует знаниями об объекте и способах действия с ним.
Рефлексивная компетентность, по определению С.
Ю.
Степанова, это «...профессиональное качество личности, позволяющее наиболее эффективно и адекватно осуществлять рефлексивные процессы, реализацию рефлексивной способности, что обеспечивает процесс развития и саморазвития, способствует творческому подходу к профессиональной деятельности, достижению ее максимальной эффективности и результативности»
[264, с.
13].
Это определение указывает на прямую связь рефлексивной компетентности с достижением высших результатов в личностном и профессиональном
развитии, т.
е.
на ее 81

[стр.,82]

акмеологический характер.
Рефлексивная компетентность специалиста способствует его профессиональному и личностному развитию, обеспечивает достижение наивысших результатов в деятельности.
Знание процедуры рефлексии и владение ею открывают дорогу к саморазвитию и творчеству.
Наиболее эффективное развитие рефлексивной компетентности достигается при использовании рефлексивных практикумов, построенных на основе применения интенсивных методов обучения и создания акмеологических условий (наличие одного проблемного поля, соотнесение его с актуализируемым профессиональным опытом участников, снятие межличностных барьеров при организации коллективной мыследеятельности, организация рефлексивной среды).
Кроме того, требуется личностная включенность участников рефлепрактикума в процесс мышления и деятельности, что существенно повышает эффективность обучения.
В результате кроме увеличения доли предметной профессиональной компетентности, выраженной в объеме
конкретных знаний и навыков в области своей профессии, достигается развитие навыков постановки и решения проблем, способности коллективного взаимодействия и преодоления конфликтных ситуаций, обогащение профессионального и личностного опыта того, что способствует достижению «акме».
Акмеологическое значение рефлексивной компетентности для профессионала состоит еще и в том, что способность к рефлексии и знание ее механизмов позволяют сформировать собственные ценности и принципы, определить стратегию своего развития, побуждают к постоянному саморазвитию и творческому отношению к профессиональной деятельности.
Знание процедуры рефлексии и умение ею пользоваться является важным фактором профессионализма людей, имеющих значительный опыт профессиональной деятельности.
Когнитивная парадигма и ее технологии, ориентированные на усвоение новых знаний, умений и навыков, в работе со специалистами, имеющими большой стаж, в последипломном образовании все больше минимизируются.
Опора в последипломном образовании таких специалистов делается на их опыт, поэтому рефлексия так важна в процессе формирования мастерства 82

[стр.,209]

ненным видом рефлексивной методики являются формы рефлексивных практикумов, особенно результативные для последипломного образования.
Они построены на использовании интенсивных методов обучения и создании акмеологических условий: наличие одного проблемного поля, соотнесение его с актуализируемым профессиональным опытом участников, снятие межличностных барьеров при организации коллективной мыследеятельности, организация рефлексивной среды, личностная включенность участников рефлексивного практикума в процесс мышления и деятельности.
Применение этой методики, кроме увеличения доли предметной профессиональной компетентности, выраженной в объеме конкретных знаний и навыков в профессиональной области, обеспечивает развитие навыков постановки и решения проблем, способности коллективного взаимодействия и преодоления конфликтных ситуаций, обогащение профессионального и личностного опыта.
Наиболее распространенными формами рефлексивных практикумов являются рефлексивная дискуссия, групповая рефлексия, рефлексивный полилог, рефлексивный тренинг, рефлексивная инверсия и др.
Способность к рефлексии и знание ее механизмов, сформированные входе рефлексивных практикумов, позволяют выработать собственные ценности и принципы, определить стратегию собственного развития, побуждают к постоянному саморазвитию и творческому отношению к профессиональной деятельности.
Рефлексивные практикумы являются самостоятельными, законченными формами педагогической деятельности, их можно рассматривать как экзистенциальные средства, помогающие человеку преодолеть затруднение, выйти из кризисной ситуации, выработать новые нормы деятельности, построить траекторию дальнейшего развития и достичь более высоких результатов в последующей деятельности.
Методика функционально-рефлексивного анализа текста, также являющаяся одной из разновидностей рефлексивных методик, используется для определения сложной разновидности личностной рефлексии экзистенциальной.
Сложность экзистенциальной рефлексии заключается в том, что творческое мышление человека разворачивается в условиях субъективно смыслового 209

[Back]