Г. А. Цукерман, С. Ю. Курганов). Проблема объективизации (как результата «работы» определяющей рефлексии) [70, С. 15] для ребенка его собственных изменений, происходящих в процессе изменения является предметом исследований в теории обучения. Рефлексивные умения, направленные на собственное поведение находят свое проявление в коммуникации и кооперации. К ним относятся умения различить и оценить собственную позицию во взаимодействии и позицию партнеров по общению, умение соотнести собственное понимание себя с тем как тебя понимают и воспринимают другие. Отметим особую роль в формировании рефлексивных умений как категории действия экстериоризации и интериоризации. В процессе общения с другими происходит интериоризация социальных отношений. Не менее важна экстериоризация уже освоенных внутренних функций во внешней деятельности, во взаимодействии с другими людьми. Лишь в том случае, если человек объективирует то, что имеется в его внутреннем сознании и мышлении, если он выносит свои мысли на суд других,лишь в этом случае он получает возможность оценить себя и получит оценку со стороны других [126]. Включаясь во взаимодействие с другими людьми, человек осваивает различные роли и функции, преобразует «внешнее» во «внутреннее». Но чтобы развивать эти высшие внутренние функции, человек должен опять переходить от «внутреннего» к «внешнему», вступая в активное межличностное взаимодействие, где он выражает себя с помощью естественного языка, языка схем и знаков. А также языка произведенных им материальных предметов (там же). Задача преподавателя создать такие условия, которые бы позволили студенту вынести свои представления вовне, т.е. экстериоризировать их: во внешнем диалоге с другими, в совместной групповой работе, в процессе решения каких-то задач. Таким образом, видим, что термин рефлексия используется целым рядом наук (психологией, педагогикой, философией, социологией), что привело к расхождениям его понимания в науке, выделению многообразию ее ви |
действий и операций, направленных на понимание, осмысление и оценку субъектом собственного Я, своей деятельности и поведения. Несомненно, рефлексивные умения можно отнести к обобщенным умениям. Их важной характеристикой является свойство широкого переноса. Сформированные на конкретном материале, они могут быть применены в различных видах деятельности, на различных возрастных этапах развития 39 личности. Г.А. Цукерман исследует взаимосвязь рефлексии и умения учиться. В качестве составляющих умения учиться она выделяет: во-первых знание о своей ограниченности, во-вторых, уметь переходить границы своих возможностей. Обе эти составляющие являются рефлексивными по своей природе. Рефлексия есть психологический механизм способности учиться самостоятельно. Но отождествлять их ни в коем случае нельзя. «Пересечены, связаны понятия «рефлексия» и «умение учиться» через понятие «субъект»: человек, умеющий учить себя, сам определяет границы своего знания (незнания) и сам находит средство расширить границы известного; доступного.»(176,с.31). Психологическая природа умений, и в частности рефлексивных, сложна. В нее, по мнению Е.А. Милерян, включены все важнейшие процессы сознания: интеллект, воля, эмоции, которые проявляются в сознательном, целенаправленном, успешном осуществлении «системы перцептивных, мыслительных, мнемонических, волевых, сенсомоторных и других действий, обеспечивающих достижение поставленной цели деятельности в изменяющихся условиях ее протекания». По его же мнению в процессе формирования умений человеческий потенциал находит свою реализацию и умения становятся важным средством индивидуального развития. Отметим особую роль в формировании рефлексивных умений как категории действия экстериоризации и интериоризации. В процессе общения с другими происходит интериоризация социальных отношений. Не менее важна экстериоризация уже освоенных внутренних функций во внешней деятельности, во взаимодействии с другими людьми. Лишь в том случае, если человек объективирует то, что имеется в его внутреннем сознании и мышлении, если он выносит свои мысли на суд других,лишь в этом случае он получает возможность оценить себя и получит оценку со стороны других (95). Включаясь во взаимодействие с другими людьми, человек осваивает различные роли и функции, преобразует «внешнее» во «внутреннее». Но чтобы развивать эти высшие внутренние функции, человек должен опять переходить от «внутреннего» к «внешнему», вступая в активное межличностное взаимодействие, где он выражает себя с помощью естественного языка, языка схем и знаков. А также языка произведенных им материальных предметов (там же). Задача педагога создать такие условия, которые бы позволили ученику вынести свои представления вовне, т.е. экстериоризировать их: во внешнем диалоге с другими, в совместной групповой работе, в процессе решения какихто задач. Анализ литературы позволяет выделить наиболее общие рефлексивные умения: умение контролировать свои действия, в том числе и умственные; -умение отслеживать логику развертывания своей мысли (суждения); умение видеть в известном неизвестное, в очевидном непривычное, т.е. видеть противоречие, которое является причиной движения мысли; умение осуществлять диалектический подход к анализу ситуации, вставать на позиции разных «наблюдателей»; умение преобразовывать объяснение наблюдаемого или анализируемого явления в зависимости от целей и условий; использовать теоретические методы познания с целью анализа знания, его структуры и содержания. На основании проведенного анализа выделим виды рефлексии, важные для дальнейшей детализации рефлексивных умений: интеллектуальная (деятельностная), личностная, и поведенческая. Функциями рефлексивных умений в этом случае являются: осознание оснований и средств выполнения деятельности, контролирование и регулирование действий и операций, преодоление противоречий в содержании деятельности и возникающих в процессе разрешения проблемной ситуации личностных конфликтов. Рефлексивные умения подразумевают исследование уже осуществленной познавательной деятельности с целью фиксации ее результатов и повышения ее эффективности в дальнейшем. Рефлексивные умения, направленные на самопознание предполагают прежде всего умение обнаружить, зафиксировать и оценить собственное изменение. Вопрос о том, в какой форме ребенку может быть представлено его меняющееся Я, в настоящее время представляет собой еще не решенную проблему в педагогике. (Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, В.И.Слободчиков, Г.А.Цукерман, С.Ю.Курганов). Проблема объективизации (как результата «работы» определяющей рефлексии)(56, с.15) для ребенка его собственных изменений, происходящих в процессе изменения является предметом исследований в теории обучения. Рефлексивные умения направленные на собственное поведение находят свое проявление в коммуникации и кооперации. К ним относятся умения различить и оценить собственную позицию во взаимодействии и позицию партнеров по общению, умение соотнести собственное понимание себя с тем как тебя понимают и воспринимают другие. В обобщенном виде совокупность рефлексивных умений представлена в таблице 1. Рефлексивные умения носят обобщенный интегративный характер. Они могут быть основой любых видов деятельности учащихся в процессе обучения: чтения текста, слушания материала, анализа и решения задачи и т.д. В тоже время формирование рефлексивных умений происходит также в учебной деятельности. Механизмы формирования для каждого человека сугубо индивидуальны. Однако считаем необходимым проанализировать наиболее общие принципы, методы, формы средства их формирования, а также 42 |