напряженности, формирование благоприятного микроклимата в социуме [87]. Что стимулировало необходимость усиления культурологического компонента в социально-педагогической подготовке будущих социальных работников в системе высшего образования. Содержание социально-педагогического образования естественным образом складывается из двух основных компонентов: педагогического и культурологического [14]. Составляющей культурологических знании в социальнопедагогической подготовке будущих социальных работников выступают следующие дисциплины: этнопсихология, социальная работа в поликультурном обществе, этика в социальной работе, история социальной работы и т.д. Некоторые курсы, например, философия, история социальной работы, социология и т.д., лишь включают отдельные аспекты этой проблемы и выступают частью междисциплинарного синтеза. Следовательно, культурологическое образование позволяет готовить гуманитариев-универсалов, широко эрудированных в историкообществоведческих, этнокультурных, историко-религиоведческих, искусствоведческих и иных вопросах, что представляется наиболее органичной основой для общекультурной подготовки будущих специалистов социальной сферы. Рассматривая культурологическое образование в педагогическом ракурсе, С. Я. Матвеева утверждает, что существуют тесные связи, между развитием культурологии как науки и преподаванием культурологии, ее вхождением в учебный процесс [15]. Необходимо отметить, что культурология это молодая наука, которая отстает в целом в своем развитии от соответствующих областей исследования в западной науке, где давно сложились и функционируют научные традиции культурологических исследований и теоретических, и прикладных. Поэтому связи между исследованиями и вхождением их результатов в учебные курсы и спецкурсы подготовки будущих социальных работников мини |
66 интеллектуальных, художественных, социальных, этнических, религиозных и других ценностей [66]. По своему назначению и функциям социально-педагогическая деятельность направлена на постепенное создание своеобразного саморазвивающегося социально-педагогического механизма, способствующего проявлению взаимной заботы и взаимопомощи и милосердия к людям, повышению культурного уровня жизни, ослабление социальной, особенно межнациональной напряженности, формирование благоприятного микроклимата в социуме [103]. Что стимулировало необходимость усиления культурологического компонента в социальнопедагогической подготовке будущих социальных работников в системе высшего образования. Содержание социально-педагогического образования естественным образом складывается из двух основных компонентов: педагогического и культурологического [14]. Составляющей культурологических знаний в социальнопедагогической подготовке будущих социальных работников выступают следующие дисциплины: этнопсихология, социальная работа в поликультурном обществе, этика в социальной работе, история социальной работы и т.д. Некоторые курсы, например, философия, история социальной работы, социология и т.д., лишь включают отдельные аспекты этой проблемы и выступают частью междисциплинарного синтеза. Следовательно, культурологическое образование позволяет готовить гуманитариев универсалов, широко эрудированных в историкообществоведческих, этнокультурных, историко-религиоведческих, искусствоведческих и иных вопросах, что представляется наиболее органичной основой для общекультурной подготовки будущих специалистов социальной сферы. Рассматривая культурологическое образование в педагогическом ракурсе, С.Я. Матвеева утверждает, что существуют тесные связи, между развитием культурологии как науки и преподаванием культурологии, ее вхождением в учебный процесс [15]. Необходимо отметить, что культурология это молодая наука, которая отстает в целом в своем развитии от соответствующих областей исследования в западной науке, где давно сложились и функционируют научные традиции культурологических исследований и теоретических, и прикладных. Поэтому связи между исследованиями и вхождением их результатов в учебные курсы и спецкурсы подготовки будущих социальных работников минимальны. Таким образом, мы приходим к выводу о том, что культурологический компонент в социально-педагогической подготовке будущего социального работника явно недостаточен. В связи с этим возникает необходимость вводить дисциплины, позволяющие изучать национальные культурные традиции, достижения отечественной и мировой культуры, а также новые культурологические дисциплины в учебные планы высших учебных заведений, обучающих специалистов к профессиональной деятельности в области социальной сферы. Необходимость изучения национальных культурных традиций обусловлена, прежде всего, спецификой социально-педагогической деятельности каждой страны, ее культурно-историческими, духовнонравственными, этническими особенностями, традициями, национальными системами школьного и вузовского образования и т.д. [103, с.ЗЗ]. В последние годы все чаще можно слышать о совершенствовании образовательно-воспитательных систем в России с учетом принципа народности. Одним из первых принцип народности в педагогике сформулировал К.Д.Ушинский, он рекомендовал «воспитывать молодое поколение в соответствии с идеалом человека, который народ создал в процессе своего исторического развития и который исторически изменяется, всегда хорош относительно данного века» [191]. 67 |