мальны. Таким образом, мы приходим к выводу о том, что культурологический компонент в социально-педагогической подготовке будущего социального работника явно недостаточен. В связи с этим возникает необходимость вводить дисциплины, позволяющие изучать национальные культурные традиции, достижения отечественной и мировой культуры, а также новые культурологические дисциплины в учебные планы высших учебных заведений, обучающих специалистов к профессиональной деятельности в области социальной сферы. Необходимость изучения национальных культурных традиций обусловлена, прежде всего, спецификой социально-педагогической деятельности каждой страны, ее культурно-историческими, духовно-нравственными, этническими особенностями, традициями, национальными системами школьного и вузовского образования и т.д. [87, С. 33]. В последние годы все чаще можно слышать о совершенствовании образовательно-воспитательных систем в России с учетом принципа народности. Одним из первых принцип народности в педагогике сформулировал К. Д. Ушинский, он рекомендовал «воспитывать молодое поколение в соответствии с идеалом человека, который народ создал в процессе своего исторического развития и который исторически изменяется, всегда хорош относительно данного века» [146]. Народная педагогика, будучи в своей основе практической, методом проб и ошибок в своем многовековом опыте выработала универсальные механизмы приобщения детей и взрослых к труду, к духовным и нравственным ценностям, к постижению гармонии и красоты окружающей природы [10, 29]. Вот почему невостребованные многие годы идеи народной педагогики должны получить все большее понимание и распространение, как в академической среде, так и в повседневной социально-педагогической деятельности специалистов-практиков, которые призваны осуществлять заботу о нравственности народа, физическом и духовном здоровье нации, гармонизации отношений в обществе. |
развитием культурологии как науки и преподаванием культурологии, ее вхождением в учебный процесс [15]. Необходимо отметить, что культурология это молодая наука, которая отстает в целом в своем развитии от соответствующих областей исследования в западной науке, где давно сложились и функционируют научные традиции культурологических исследований и теоретических, и прикладных. Поэтому связи между исследованиями и вхождением их результатов в учебные курсы и спецкурсы подготовки будущих социальных работников минимальны. Таким образом, мы приходим к выводу о том, что культурологический компонент в социально-педагогической подготовке будущего социального работника явно недостаточен. В связи с этим возникает необходимость вводить дисциплины, позволяющие изучать национальные культурные традиции, достижения отечественной и мировой культуры, а также новые культурологические дисциплины в учебные планы высших учебных заведений, обучающих специалистов к профессиональной деятельности в области социальной сферы. Необходимость изучения национальных культурных традиций обусловлена, прежде всего, спецификой социально-педагогической деятельности каждой страны, ее культурно-историческими, духовнонравственными, этническими особенностями, традициями, национальными системами школьного и вузовского образования и т.д. [103, с.ЗЗ]. В последние годы все чаще можно слышать о совершенствовании образовательно-воспитательных систем в России с учетом принципа народности. Одним из первых принцип народности в педагогике сформулировал К.Д.Ушинский, он рекомендовал «воспитывать молодое поколение в соответствии с идеалом человека, который народ создал в процессе своего исторического развития и который исторически изменяется, всегда хорош относительно данного века» [191]. 67 Народная педагогика, будучи в своей основе практической, методом проб и ошибок в своем многовековом опыте выработала универсальные механизмы приобщения детей и взрослых к труду, к духовным и нравственным ценностям, к постижению гармонии и красоты окружающей природы [9, 24]. Вот почему невостребованные многие годы идеи народной педагогики должны получить все большее понимание и распространение, как в академической среде, так и в повседневной социально-педагогической деятельности специалистов-практиков, которые призваны осуществлять заботу о нравственности народа, физическом и духовном здоровье нации, гармонизации отношений в обществе. Залогом прогресса в области образования и воспитания является не только познание национальных культурных традиций нашей страны, но и* освоение достижений зарубежного опыта с непременной ориентацией на непрерывное творческое саморазвитие наших отечественных образовательно-воспитательных систем. Анализируя структуру культурологического образования в вузе, В.А. Сластенин пишет, что ценности и нормы культуры, искусства, нравственность, все достижения духовной сферы должны создавать атмосферу обращенности к человеческой личности, проникать во все структуры педагогического процесса, обеспечивать его ориентацию на гуманитарно-личностное развитие будущих специалистов [162, с.76]. К сожалению, опыт культурологической подготовки студентов к социально-педагогической деятельности показал, что даже в тех вузах и университетах, где стали приобщать студентов — будущих специалистов социальной работы к достижениям отечественной и мировой культуры, это в основном осуществляется на уровне «знаний», а не на уровне «умений и навыков», что явно недостаточно для развития и саморазвития человеческой культуры. Единство общекультурного и социально-нравственного развития личности специалиста, заложенные в цели педагогического образования и 68 77 * Одной из важных проблем является профессионально-личностное становление будущего специалиста по социально-педагогической работе к деятельности в системе «человек-человек», которая включает гуманистическую ориентацию к профессиональной деятельности, формирование личностных качеств, ценностей, профессионального сознания и самосознания, позволяющих ему входить в профессиональную общность, что способствует самореализации, самоутверждению, самовоспитанию личности в процессе социально-педагогическои деятельности. Изучение проблемы становления будущего социального работника в процессе профессионального обучения как человека высокой культуры позволяет заключить, что культурологический компонент в социальнопедагогической подготовке явно недостаточен. В связи с этим возникает необходимость вводить дисциплины, позволяющие изучать национальные культурные традиции, достижения отечественной и мировой культуры. В данном исследовании выявлена проблема специально-предметной подготовки будущего социального работника, которая требует оптимизации его теоретической и практической подготовки. Поэтому главной целью проектирования процесса обучения социальных работников к социальнопедагогическои деятельности с клиентами, попавшими в трудную жизненную ситуацию, является создание для обучающихся условий, в которых они смогли бы увидеть личностный смысл своей будущей профессиональной деятельности, для чего, на наш взгляд, необходимо: ?* ? Ч осуществить пересмотр содержания теоретических курсов с точки зрения их фундаментальности и практической значимости; использовать в учебном процессе интерактивные методы обучения; организовать практикоориентированный характер обучения на базе учреждений социального обслуживания, с включением студентов в процесс оказания социальнот ■г * i t 1 Г•А педагогической помощи и поддержки клиентам, попавшим в трудную жизненную ситуацию. |