Залогом прогресса в области образования и воспитания является не только познание национальных культурных традиций нашей страны, но и освоение достижений зарубежного опыта с непременной ориентацией на непрерывное творческое саморазвитие наших отечественных образовательновоспитательных систем. Анализируя структуру культурологического образования в вузе, В. А. Сластенин указывает на то, что ценности и нормы культуры, искусства, нравственность, все достижения духовной сферы должны создавать атмосферу обращенности к человеческой личности, проникать во все структуры педагогического процесса, обеспечивать его ориентацию на гуманитарноличностное развитие будущих специалистов [121, С. 76]. К сожалению, опыт культурологической подготовки студентов к социально-педагогической деятельности показал, что даже в тех вузах и университетах, где стали приобщать студентов будущих специалистов социальной работы к достижениям отечественной и мировой культуры, это в основном осуществляется на уровне «знаний», а не на уровне «умений и навыков», что явно недостаточно для развития и саморазвития человеческой культуры. Единство общекультурного и социально-нравственного развития личности специалиста, заложенные в цели педагогического образования и составляющие его специфику, актуализирует формирование у студентов профессионально-педагогической культуры. Данная проблема нашла отражение в работах С. И. Архангельского, А. В. Барабанщикова, 3. Ф. Есаревой, И. Ф. Исаева, Н. В. Кузьминой, В. А. Сластенина, Е. С. Сухобской, Н. Н. Тарасевич, Г. И. Хозяинова и др. В характеристику понятия «профессионально-педагогическая культура» входят различные толкования. Это, прежде всего нечто нормативнозаданное, образец, на который равняются представители определенной профессиональной группы. Культура при этом рассматривается как механизм, регулирующий поведение людей. В другом случае профессионально педагогическая культура отождествляется с педагогической грамотностью, образо |
Народная педагогика, будучи в своей основе практической, методом проб и ошибок в своем многовековом опыте выработала универсальные механизмы приобщения детей и взрослых к труду, к духовным и нравственным ценностям, к постижению гармонии и красоты окружающей природы [9, 24]. Вот почему невостребованные многие годы идеи народной педагогики должны получить все большее понимание и распространение, как в академической среде, так и в повседневной социально-педагогической деятельности специалистов-практиков, которые призваны осуществлять заботу о нравственности народа, физическом и духовном здоровье нации, гармонизации отношений в обществе. Залогом прогресса в области образования и воспитания является не только познание национальных культурных традиций нашей страны, но и* освоение достижений зарубежного опыта с непременной ориентацией на непрерывное творческое саморазвитие наших отечественных образовательно-воспитательных систем. Анализируя структуру культурологического образования в вузе, В.А. Сластенин пишет, что ценности и нормы культуры, искусства, нравственность, все достижения духовной сферы должны создавать атмосферу обращенности к человеческой личности, проникать во все структуры педагогического процесса, обеспечивать его ориентацию на гуманитарно-личностное развитие будущих специалистов [162, с.76]. К сожалению, опыт культурологической подготовки студентов к социально-педагогической деятельности показал, что даже в тех вузах и университетах, где стали приобщать студентов — будущих специалистов социальной работы к достижениям отечественной и мировой культуры, это в основном осуществляется на уровне «знаний», а не на уровне «умений и навыков», что явно недостаточно для развития и саморазвития человеческой культуры. Единство общекультурного и социально-нравственного развития личности специалиста, заложенные в цели педагогического образования и 68 V* ч■ф * \ \ * г 1 составляющие его специфику, актуализирует формирование у студентов профессионально-педагогической культуры. Данная проблема нашла отражение в работах С.И. Архангельского, А.В. Барабанщикова, З.Ф. Есаревой, И.Ф. Исаева, Н.В. Кузьминой, В.А. Сластенина, Е.С. Сухобской, Н.Н. Тарасевич, Г.И. Хозяинова и др. В характеристику понятия «профессионально-педагогическая культура» входят различные толкования. Это, прежде всего нечто нормативно-заданное, образец, на который равняются представители определенной профессиональной группы. Культура при этом рассматривается как механизм, регулирующий поведение людей. В другом случае профессионально педагогическая культура отождествляется с педагогической грамотностью, образованностью. Также под профессионально-педагогической культурой понимают такт и педагогическую этику. Обыденное понимание профессиональнопедагогической культуры, таким образом, раскрывает в основном ее регулятивную, воспитательную функцию, направленную на регулирование поведения, формирование профессиональных качеств личности специалиста 69 [216]. Применительно к социальному работнику профессиональнопедагогическая культура представляет собой упорядоченную совокупность общечеловеческих идей, профессиональных ценностных ориентаций и качеств личности, универсальных способов познания и гуманистической технологии социально-педагогической деятельности [101]. Наличие такой культуры у будущего профессионала в области социальной сферы влияет на формирование у клиентов гуманистических, духовно-нравственных, физически-здоровых отношений во всех сферах жизнедеятельности, и в целом обществе. Анализ практики, наши наблюдения показывают, что существенными компонентами профессионально-педагогической культуры личности будущего специалиста социальной работы также выступают |