Глава I Теоретические основы формирования толерантного поведения подростка в семье 1.1. Сущностные характеристики толерантности Латинский термин tolerantia, от которого, по мнению авторов этимологических словарей, произошло tolerance и toleration употреблялся уже писателями античности, но долго имел пассивный смысл «страдания». Слово tolerance, согласно словарю Ларусса, впервые упоминается в 1361 году. Оксфордский словарь английской этимологии относит возникновение понятия «толерантность» как tolerance к XV веку, а как toleration к XVI в. Причем в XV столетии оно использовалось еще в смысле выносливости, способности переносить боль. В XVI веке к этому добавляются значения «позволение», «сдержанность», «воздержанность». В XVII веке термин употребляют в смысле допущения отправления иного религиозного культа. С этого момента слово tolerance приобретает особую популярность в связи с развитием идеи веротерпимости и принятием «Акта о толерантности» в Англии в 1689г. Чуть раньше, во второй половине XVI в., понятие толерантность как дозволение, уступка в вопросе о религиозной свободе появляется в Германии ( toleranz) и в Нидерландах (tolerantie). В XX веке было принято много деклараций, хартий, законов, в которых нашли воплощение идеи свободы личности («Всеобщая декларанта прав человека» (1948), «Декларация о религиозной свободе» (1965) и др.) Однако становится все более очевидным, что эти документы несут в себе столько же противоречий, сколько свобод и что «простое накопление прав не может заменить философию толерантности»[245]. Исследователи проблемы толерантности, которые считают необходимым создание подобной философии, видят опасность для дальнейшего развития цивилизации в той уверенности, с какой чувствует себя интолерантность во всех областях социальной жизни. Можно сказать, что в основном покинув |
12ГЛАВА 1: Эволюция идеи толерантности от средневековья до Великой Французской буржуазной революции. 7. Античность: предыстория проблемы толерантности. Если следовать сложившейся в научной литературе традиции, в начале работы необходимо указать на происхождение самого терм ина “толерантность’'. Латинский термин tolerantia, от которого, по мнению авторов этимологических словарей, произош ли tolerance и toleration употреблялся уже писателями античности, но долго имел пассивный смысл “страдания” . Слово tolerance, согласно словарю Ларусса, впервые упоминается в 1361 году ( 130 ). Оксфордский словарь английской этимологии ( 192 ) относит возникновение понятая “толерантность” как tolerance к XV веку, а как toleration к XVI веку. Причем в XV столетии оно использовалось еще в смысле выносливости, способности переносить боль. В XVI веке к этому добавляю тся значения “позволение”, “сдержанность” , “воздержанность”. В XVII веке термин употребляю т в смысле допущения отправления иного религиозного культа. С этого момента слово tolerance приобретает особую популярность в связи с развитием идеи веротерпимости и принятием “А кта о толерантности” в А нглии в 1689 году. Чуть раньш е, во второй половине XVI века, понятие “толерантность” как дозволение, уступка в вопросе о религиозной свободе появляется в Германии ( toleranz) и в Н идерландах ( tolerantie ). Следует подчеркнуть, что проблема толерантности не стала предметом р азмышлений античных философов. О днако многие мыслители более поздних веков ссылаются в своих трудах по толерантности на те или иные идеи античных политических деятелей и философов. Кроме того, в эпоху античности были сформулированы многие теоретические и нормативные установки, получившие развитие в последующие столетия. “Смело можно сказать, что в арсенале современного мышления нет ни одной больш ой идеи, ни одного глубокого и 86 тельной, стремление к самосохранению и прогрессу роданад агрессивностью. И в этой связи более, чем уместно, говорить о заслуге философов, религиозных деятелей и всех тех, для кого “ослепление'1 не стало причиной отказа от борьбы за человечность человечества. В X X веке было принято много деклараций, хартий, законов, в которых наш ли воплощ ение идеи свободы личности ( “Всеобщая декларация прав человека”( 1948 ), “Д екларация о религиозной свободе" ( 1965 ) и др.). О днако становится все более очевидным, что эти документы несут в себе столько же противоречий, сколько свобод и что “простое накопление прав не может заменить философию толерантности” ( 177, 10 ). Исследователи проблемы толерантности, которы е считаю т необходимым создание подобной философии, видят опасность для дальнейш его развития цивилизации в той уверенности, с какой чувствует себя интолерантность во всех областях социальной жизни. М ожно сказать, что в основном покинув сферу законодательных актов, она сохранила свои позиции как психологическое явление. И , напротив, толерантность, утвердившаяся в официальных документах, все еще далека от того, чтобы стать общ епринятым принципом межличностных отнош ений. “М ир колеблется между равнодуш ием и нетерпим остью ”( 60, 38 ). В истории человечества интолерантность часто дом инировала. Сегодняш нее усоверш енствование технологии насилия делает ее еще более разруш ительной и опасной. “Средства кровопролития, убийства, уничтожения не идут ни в к а кое сравнение с ремесленной продукцией прош лого. Э то относится как к государствам, так и, при сохранении пропорций, к индивидам, что демонстрирует терроризм" ( 170, 276 ). Толерантность в этих условиях представляется как единственный путь, ведущий к самосохранению и дальнейш ему культурному развитию человечества, состоящ его из людей “с противополож ны ми убежденияминравственными, политическими или религиозны ми,которы е понимают, что альтернативы их совместному проживанию нет'’( 102, 9 ). К ак антипод фанатизма с его яростным неприятием лю бого отличия и стремлением к единообразию лю бой ценой толерантность видится ее защ итникам истинной ценностью. Так, А .М орван, основывая толерантность на милосердии и уважении человеческой личности, усматривает в ней “одновременно |