Проверяемый текст
Валитова, Радмира Рустемовна; Толерантность как этическая проблема (Диссертация 1997)
[стр. 16]

сферу законодательных актов, она сохранила свои позиции как психологическое явление.
И, напротив, толерантность, утвердившаяся в официальных документах, все еще далека от того, чтобы стать общепринятым принципом межличностных отношений.

«Мир колеблется между равнодушием и нетерпимостью»[155].
По предложению ЮНЕСКО, поддержанному Генеральной Ассамблеей ООН, 2000-й год прошел под знаком культуры мира, а первое десятилетие нового века было объявлено Десятилетием мира и ненасилия в интересах детей планеты.
«Понятие «культура мира» не сводится к общеупотребительным дефинициям «культура» как художественно-творческая область и «мир» как Вселенная.
Речь идет о создании цивилизации, ориентированной на мир и ненасилие.
«Культура мира» это сочетание ценностных установок, мировоззренческих взглядов, традиций, типов поведения и образцов жизни» так говорится в Декларации о культуре мира, принятой 53-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН 10 ноября 1998 г.
«Ключевые понятия мир, ненасилие, толерантность, права человека, устойчивое развитие, демократия, свободный обмен информацией, равные права мужчин и женщин, солидарность» [180].
В России разработан и реализуется проект «Культура мира в России год 2000-й», рассчитанный на длительную перспективу.
В Москве, например, этой проблеме посвящена комплексная городская программа «Москва на пути к культуре мира», аналогичные программы возникли во многих российских регионах.
В сентябре 2001 г.
Правительство Российской Федерации утвердило федеральную целевую программу «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в Российском обществе (20012005 годы)»[211, с.255-261].
Принятая в соответствии с декларацией принципов толерантности (ЮНЕСКО, 1995) программа направлена на «формирование и внедрение в социальную практику норм толерантного поведения».
[стр. 86]

86 тельной, стремление к самосохранению и прогрессу роданад агрессивностью.
И в этой связи более, чем уместно, говорить о заслуге философов, религиозных деятелей и всех тех, для кого “ослепление'1 не стало причиной отказа от борьбы за человечность человечества.
В X X веке было принято много деклараций, хартий, законов, в которых наш ли воплощ ение идеи свободы личности ( “Всеобщая декларация прав человека”( 1948 ), “Д екларация о религиозной свободе" ( 1965 ) и др.).
О днако становится все более очевидным, что эти документы несут в себе столько же противоречий, сколько свобод и что “простое накопление прав не может заменить философию толерантности” ( 177, 10 ).
Исследователи проблемы толерантности, которы е считаю т необходимым создание подобной философии, видят опасность для дальнейш его развития цивилизации в той уверенности, с какой чувствует себя интолерантность во всех областях социальной жизни.
М ожно сказать, что в основном покинув сферу законодательных актов, она сохранила свои позиции как психологическое явление.
И , напротив, толерантность, утвердившаяся в официальных документах, все еще далека от того, чтобы стать общ епринятым принципом межличностных отнош ений.

“М ир колеблется между равнодуш ием и нетерпим остью ”( 60, 38 ).
В истории человечества интолерантность часто дом инировала.
Сегодняш нее усоверш енствование технологии насилия делает ее еще более разруш ительной и опасной.
“Средства кровопролития, убийства, уничтожения не идут ни в к а кое сравнение с ремесленной продукцией прош лого.
Э то относится как к государствам, так и, при сохранении пропорций, к индивидам, что демонстрирует терроризм" ( 170, 276 ).
Толерантность в этих условиях представляется как единственный путь, ведущий к самосохранению и дальнейш ему культурному развитию человечества, состоящ его из людей “с противополож ны ми убежденияминравственными, политическими или религиозны ми,которы е понимают, что альтернативы их совместному проживанию нет'’( 102, 9 ).
К ак антипод фанатизма с его яростным неприятием лю бого отличия и стремлением к единообразию лю бой ценой толерантность видится ее защ итникам истинной ценностью.
Так, А .М орван, основывая толерантность на милосердии и уважении человеческой личности, усматривает в ней “одновременно

[Back]